Пояснительная записка Примерный календарный план воспитательной работы составлен на основе рабочей программы воспитания ДОУ. Календарный план составляется на каждый учебный год. В нем конкретизируется заявленная в программе воспитания работа применительно к конкретному учебному году. План воспитательной работы может корректироваться в течении года в связи с происходящими в работе ДОУ изменениями: кадровыми, организационными, финансовыми и т.п. В основе календарного плана воспитания (КПВ) лежат конкретные события, происходящие в ДОУ. Примерный календарный план воспитательной работы строится на основе базовых ценностей, которые фиксированы в направлениях воспитательной работы по следующим фазам их освоения: погружение-знакомство, которое реализуется в различных формах (чтение, просмотр, экскурсии и пр.); разработка коллективного проекта, в рамках которого создаются творческие продукты; организация события, в котором воплощается смысл ценности. Данная последовательность является циклом, который при необходимости может повторяться в расширенном, углубленном и соответствующем возрасту варианте неограниченное количество раз. Такой цикл является примерным. На практике цикл может начинаться с яркого события, после которого будет развертываться погружение и приобщение к культурному содержанию на основе ценности. События, формы и методы работы по реализации каждой ценности в пространстве воспитания могут быть интегративными. Например, одно и то же событие, может быть, с содержанием нескольких направлений воспитательной работы одновременно. Тематика событий посвящена различным сторонам человеческого бытия: • явлениям нравственной жизни ребенка (Дни «спасибо», доброты, друзей и др.); • окружающей природе (вода, земля, птицы, животные и др.); • миру искусства и литературы (Дни поэзии, детской книги, театра и др.); • традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям (Новый год, Праздник весны итруда, День матери и др.); • наиболее «важным» профессиям (воспитатель, врач, спасатель, строитель и др.); • событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка (День Государственного флага, День России, День защитника Отечества и др.). Рекомендуемое время проведения события не всегда совпадает с официальной датой празднования. В целях оптимизации организации образовательного процесса оно распределено по неделям месяца; фактическая дата проведения праздника самостоятельно определяется педагогами, реализующими рабочую программу воспитания. Период подготовки к каждому событию определяется педагогами, в соответствии с возрастом и контингентом детей, условиями и спецификой осуществления образовательного процесса, промежуточными результатами освоения Программы воспитания, тематикой события. Возраст детей, участвующих в подготовке и проведении праздников, формы проведения события, формы работы по подготовке к событию носят рекомендательный характер. В событиях участвуют дети разных групп и разных возрастов, что очень ценно с педагогической точки зрения – ведь это расширяет круг общения детей и открывает широкие возможности для продуктивного разновозрастного взаимодействия, способствуя тем самым социализации дошкольников. Подготовка к событиям представляет собой описание средств решения задач психолого-педагогической работы и достижения планируемых результатов освоения Программы воспитания. Месяц Направления воспитания Патриотическое Сентябрь «День знаний» (1 сентября) Социальное Познавательное День солидарности и «День знаний» борьбы с терроризмом (1 сентября) (3 сентября) Физическое и оздоровительное Трудовое Неделя Этико- эстетическое День дошкольного работника (27 сентября) здоровья (с 26 сентября по 30 сентября) Октябрь Всемирный день Международный животных день пожилых людей (4 октября) (1 октября) День отца (16 октября) Ноябрь День народного единства Всемирный день Доброты (4 ноября) (13 ноября) День образования Всемирного общества охраны природы (28 ноября) Декабрь День Героев Отечества Международный день День конституции РФ (12 декабря) в России прав человека (9 декабря) Январь (10 декабря) Всемирный день «спасибо» (11 января) День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады Международный день (27 января) объятий (21 января) День спасателя (26 ноября) День рождения Деда Мороза (18 ноября) День матери (26 ноября) Новый год (31 декабря) Февраль Март Апрель День воинской славы День доброты России - День (17 февраля) защитника Отечества День российской науки День зимних видов спорта в России (8 февраля) (23 февраля) (с 23 февраля по 05марта) Международный женский день Всемирный день водных Масленичная ресурсов неделя Международный день театра (8 марта) (22 марта) (27 марта) День космонавтики (12 апреля) (11 марта по 17 марта) День экологических знаний Всемирный день охраны День космонавтики Международный день здоровья (12 апреля) детской книги (15 апреля) (7 апреля) Всемирный день Земли День пожарной охраны (30 апреля) (22 апреля) Май Праздник Весны и Международный день Труда в России (День семьи международной (15 мая) солидарности трудящихся) Июнь Международный день защиты детей (6 июня) (1 июня) День России Всемирный день мультфильмов (6 апреля) Всероссийский день Международный день посадки леса (12 музеев мая) (18 мая) Общероссийский день библиотек (27 мая) (1 мая) День Победы (9 мая) Пушкинский день России (2 апреля) Международный Олимпийский день (22 июня) Всемирный день окружающей среды. День эколога (5 июня) (12 июня) День памяти и скорби (22 июня) Июль Август Всемирный день семьи, любви и верности День Государственного флага России (22 августа) (8 июля) Международный день бездомных животных (16 августа) День физкультурника День строителя (8 августа) (13 августа) Патриотическое направление воспитания Фазы воспитательной работы Месяц Ознакомление Ноябрь День народного единства Цикл бесед и рассказы воспитателя «Народы России»; чтение художественной, научнохудожественной и научнопознавательной литературы по теме, сказок народов России; игры-драматизации (по сказкам народов России); разучивание стихотворений по теме праздника. Февраль День защитников Отечества Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Пограничники»; беседы по теме праздника; рассматривание военных игрушек, изображений военной формы, сюжетных картинок, фотографий, иллюстраций к книгам по теме праздника; чтение художественной литературы по теме; разучивание стихов по теме; рассказы из личного опыта («Мой папа (дедушка) военный» и др.). Коллективный проект Творческая мастерская по Событие Спортивное развлечение по теме «изготовлению» национальных костюмов «Игры народов России» (рисование, аппликация), создание коллекций (животных, растений, видов местности России и др.); выставка рисунков, поделок (национальный костюм, природа России и др.). проектная деятельность «Путешествие по карте России» - Творческая мастерская по изготовлению Физкультурно-спортивный досуг подарков для пап и дедушек, «Есть такая профессия» конструированию военной техники Март Международный женский день - Сюжетно-ролевые игры: «Дочкиматери», «Семья»; организация фотовыставки портретов «Моя мама»; педагогические и игровые ситуации забота о маме; - Творческая мастерская по изготовлению Музыкально-игровая программа подарков для мам и бабушек, атрибутов «Моя любимая мамочка», для сюжетно- ролевой игры «Семья», рисунков: «Моя мама», «Моя бабушка»; - совместная организация выставки портретов «Моя любимая мамочка» ситуации морального выбора (пригласить друзей или тихо поиграть одному, когда мама устала, и т.п.). Апрель День космонавтики Сюжетно-ролевые игры: «Космонавты», «Космический корабль», «Космическое путешествие» и др. Игра – викторина «Путешествие в космос» Совместная проектная деятельность конструирование макетов ракеты, космодрома, космической станции и т.д.; творческая мастерская по созданию просмотр познавательных видеофильмов коллекции атрибутов для космонавтов, о космосе, космических явлениях и т.д.; включая их костюмы. слушание песен о космосе и космонавтах; музыкально-ритмические импровизации по теме праздника; беседы, рассказы воспитателя по теме праздника; творческое рассказывание детей (например, «Полет на Луну»); рассматривание фотографий, иллюстраций и др. Сюжетно-ролевые игры: «Космонавты», «Космический корабль», «Космическое путь» Социальное направление воспитания Месяц Фазы воспитательной работы Ознакомление Ноябрь Сюжетно-ролевая игра «Семья»; День Матери спортивные игры как подготовка к спортивному конкурсу с участием мам; разучивание музыкально- танцевальной композиции для мам; педагогические и игровые ситуации (проявления заботы о маме); Коллективный проект Конкурс чтецов «Милой мамочке моей это поздравленье…»; организация выставки портретоврисунков «Моя мама»; Событие - Спортивно-развлекательный квест с участием воспитанников и их мам «Моя спортивная мамочка» изготовление подарков для мам и бабушек. ситуации морального выбора (что делать, если мама устала, заболела и т.п.). Февраль Сюжетно-ролевые игры (по мотивам сказок, мультфильмов); Составление альбома (фото, рисунков) «Наши добрые дела»; Всемирный День доброты педагогические ситуации и беседы по теме праздника (о нормах и правилах поведения, добрых и злых поступках и т.д.); проектная деятельность «Страна Доброты». решение проблемных ситуаций (как отказаться от чего-то выгодного для себя в пользу интересов и потребностей близкого человека, друга и др.); организация выставки портретов «Ярмарка добрых дел» героев книг, мультфильмов, кинофильмов, олицетворяющих добро; разыгрывание сценок по сюжетам литературных произведений; рассказы из личного опыта «Добрый поступок моего друга (мамы, папы)» и др.; викторины по теме праздника. Май День семьи Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие», «Поездка на дачу», «Семья»; чтение художественной литературы; Организация и презентация фотовыставок (семейных поездок, путешествий, спортивных семейных достижений, работы в огороде, саду и др.); Спортивные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья». рассказы из личного опыта, ситуативные творческая мастерская (изготовление разговоры и беседы по теме праздника; подарков- сувениров для членов семьи, атрибутов для сюжетно-ролевых игр по рассматривание и обсуждение семейных теме праздника). фотографий; разучивание стихотворений. Июнь День защиты детей Сюжетно-ролевые игры «Путешествие»; беседы и рассказы (об истории праздника, о детях других стран и народов, правах и обязанностях детей и др.); Изготовление бумажного журавлика как Флешмоб, квест-игра, рисунки на асфальте символа праздника, создание и презентация плакатов о мирной жизни на земле; организация конкурса рисунков на асфальте по теме праздника. рассматривание фотографий, глобуса, карты; чтение художественной, научнопознавательной и научнохудожественной литературы по теме праздника; слушание и исполнение музыки (песен) о детях и детстве, исполнение танцев, имеющих «детскую» тематику. Познавательное направление воспитания Месяц Фазы воспитательной работы Ознакомление Сентябрь Экскурсия в школу; «День знаний» сюжетно-ролевые игры: Коллективный проект Творческая мастерская (изготовление подарков первоклассникам; Событие Музыкально-познавательная программа «В школу мы идем!» создание коллекций (школьных «Школа», «Магазин» (покупка школьных принадлежностей); принадлежностей); проектная деятельность (создание и беседы по теме праздника; презентация плакатов, выкладывание из мелких предметов праздничных чтение художественной литературы по букетов). теме праздника; разучивание стихов о школе, учителе, первоклассниках; рассказы из опыта детей «Как мой старший брат (сестра, друг) собирался идти в школу». Март Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие», «В лесу»; Маршрутная игра «По экологической тропе» Всемирный День Земли рассматривание картинок, иллюстраций коллективное создание и защита по теме праздника; альбомов, макетов, плакатов , рисунков о Земле. ситуативные разговоры, беседы с детьми о значении почвы и воды в жизни всего - коллективная работа из различных живого, последствиях нарушений правил материалов «Что может расти на земле?» охраны воды и земли (пролитая в море нефть – образование нефтяного пятна погибшая рыба и др.); Познавательная викторина «Наш дом – Земля» с участием родителей воспитанников. наблюдения и эксперименты; чтение художественной, научнохудожественной и научно популярной литературы; рассуждения детей: «Можно ли жить без воды (земли)?», «Опасная вода (земля)» решение проблемных ситуаций; слушание и исполнение песен о воде и земле. Физическое и оздоровительное направление воспитания Месяц Фазы воспитательной работы Ознакомление Апрель Всемирный день здоровья Игры-экспериментирование (с водой, мылом, зубными щеткой и пастой, бумажными салфетками и др.); чтение и разучивание стихотворений по теме праздника; чтение художественной литературы («Мойдодыр», «Федорино горе» и др.); беседы по теме праздника (о преимуществах здоровых людей, поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье человека, причинах снижения здоровья, значении физической культуры и закаливающих процедур в укреплении здоровья и т.п.); слушание и исполнение песен по теме праздника; - развивающие игры «Пирамида Здоровья», «Аскорбинка и ее друзья» и др. Коллективный проект Событие Организация конкурса рисунков по теме: Физкультурно-спортивный праздник «Быть здоровыми хотим». «Мама, папа, я - здоровая семья!»; создание коллекций полезных для здоровья трав, продуктов, напитков и т.п. Трудовое направление воспитания Месяц Фазы воспитательной работы Ознакомление Май Праздник весны и труда Коллективный проект Событие Сюжетно-ролевые игры по теме праздника (профессиональной трудовой направленности) Трудовой десант (уборка территории); Музыкально-игровое развлечение участие в экологической акции; «Весна красна». слушание музыки и песен о весне и труде; творческая мастерская по созданию разнообразных весенних коллекций. разучивание и исполнение танцев о весне; музыкально-ритмические импровизации по теме праздника; чтение художественной литературы (фольклора) о весне и труде; знакомство с пословицами и поговорками о труде; организация посильной помощи взрослым в различных видах труда; решение ситуаций морального выбора, проблемных ситуаций. Август Сюжетно-ролевые игры: «Строители», «Стройплощадка»; День строителя чтение художественной, научнопознавательной и научно художественной литературы по - Творческая мастерская по Фестиваль детско-родительского созданию коллекций строительных инструментов, материалов, техники, профессий и др.; технического творчества «Город будущего». теме; разучивание стихотворений, отгадывание и составление загадок; беседы и рассказы о труде строителя, разнообразии строительных профессий, видах зданий (жилые дома, заводы и фабрики, мосты, дворцы культуры, театры, стадионы, больницы, детские сады и школы), истории профессии. - подготовка творческих проектов. Этико-эстетическое направление воспитания Месяц Фазы воспитательной работы Ознакомление Сентябрь Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»; чтение художественной литературы; День воспитателя и всех дошкольных работников разучивание стихотворений, ситуативные разговоры и беседы; слушание и исполнение песен про детский сад; развивающие игры «Профессии», педагогические ситуации, решение ситуаций морального выбора; наблюдения за трудом работников детского сада; тематические экскурсии по детскому саду (на пищеблок, в медицинский кабинет, прачечную, спортивный зал и др.); разыгрывание этюдов на передачу эмоционального состояния людей разных профессий посредством позы, действий, мимики; - сочинение загадок о профессиях людей, работающих в детском саду - музыкально-дидактические игры Коллективный проект Событие Творческая мастерская по изготовлению Открытие галереи Моя любимая воспитательница», «Мой любимый детский детьми вместе с родителями подарков сад». для сотрудников детского сада: поздравительных открыток, сувениров, создание коллективных работ «Букет красивых цветов для наших педагогов»; проектная деятельность (конструирование здания или создание макета «Мой любимый детский сад». Март Слушание и исполнение песен о театре и Театральная мастерская по изготовлению Постановка спектакля «Сказка на новый лад» театральной афиши, билетов в театр, для театра, танцев для театральных элементов декораций, костюмов, спектаклей; реквизита и др.; Международный день -сюжетно-ролевая игра «Театр» коллективное создание макета театра театра знакомство с театром (помещения, сцена, либо изготовление какого- либо вида реквизит, декорации, программки, театра. театральный буфет, виды театра, театральные профессии и др.); чтение художественной литературы; составление ролевых диалогов по иллюстрациям; музыкальные, ритмические, словесные импровизации; игры-драматизации знакомых сказок; рассказы о посещении театра; режиссерские игры, игры -превращения, театральные этюды