№ п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Содержание Наименование Пояснительная записка Направленность программы Актуальность программы Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих Педагогическая целесообразность программы Логика построения программы Формы организации образовательного процесса Адресат программы Сроки и объемы программы Цели и задачи Планируемые результаты Учебный план Содержание программы Календарный учебный график Формы аттестации обучающихся, оценочные материалы Методические материалы Требования к программно – методическим условиям Описание используемых методик и технологий Условия реализации программы Техническое оснащение занятий Требования к кадровому составу Список литературы № страницы 1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка «Шашки» (далее Программа) разработана в соответствии с: - Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 13.07.2021; - Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014г. № 1726р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»; - Постановлением от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательнымпрограммам»; Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ /Приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242; - Уставом МАДОУ ДС № 80. Направленность программы Физкультурно-спортивная. Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Игра шашки пришло в наши дни с древних времен. На сегодняшний день эта игра стала одним из видов спорта. Игра в шашки развивает логическое мышление, смекалку, сообразительность; вырабатывает умение мыслить абстрактно; воспитывает усидчивость, пространственное воображение; развивает способность действовать в уме; самое главное – развивает память. Шашки – это средство для умственного развития детей. Ребенок, обучающийся этой игре, становиться собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Такая деятельность рассчитана на работу в паре и изначально предполагает так же элемент соревновательности, что повышает эффективность развития ребенка. Актуальность программы. Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шашек, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам. Обучение дошкольников игре в шашки является весьма актуальным на сегодняшний день. Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шашки позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления. Экспериментальные исследования совпадают с выводами практиков: игра в шашки может занять определенное место в педагогическом процессе детского сада, ибо знакомство с шашками в столь раннем возрасте способствует развитию у детей воображения, логического мышления, укрепляет их память, учит сравнивать и предвидеть результат, планировать свою деятельность. Дети, проявляя живой интерес к игре, учатся быть внимательными, познают дух соперничества и соревнования. Перейдя от взрослых к детям, эта удивительная игра стала средством воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного, увлекательного. Кроме того, массовое обучение дошкольников помогает выявить дарования. Настоящая Программа предназначена для шашечного кружка предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наряду с этим в кружке ведётся работа по правильной организации досуга дошкольников, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения. Обучение шашечной игре является сложным и трудоемким процессом. Поэтому очень важно довести до сознания кружковцев то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии, постоянной аналитической работе. Без воспитания в себе сильной воли, привычки к самостоятельным занятиям, без соблюдения режима, общефизической подготовки нельзя добиться серьёзных результатов в шашках. Программа игровых познавательных ситуаций по шашкам предусматривает в кратном, описательном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические встречи по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход. Наряду с теоретическими знаниями обучаемые должны приобрести опыт практической игры, выступая в различных спортивных соревнованиях. Программа предусматривает также знакомство с многовековой историей шашек, которая содержит интересные факты, и с организацией шашечного движения в нашей стране. Эти сведения нужны воспитанникам не только для того, чтобы повысить их общую культуру, но и для понимания мировых достижений отечественной шашечной школы. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих Несмотря на достаточную сложность освоения шашечной грамоты, курс для дошкольников максимально прост и доступен. Важное значение, при изучении курса игры в шашки, имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В игровой форме вводит детей в мир шашек: знакомит дошкольников с историей развития шашек. В простой и доходчивой форме рассказывает о шашках, «волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски, об элементарных правилах игры и некоторых ее принципах, знакомит дошкольников со своеобразным миром шашек, прививает им любовь к древней и мудрой игре. Поэтому в программе широко используются сказки, ребусы, загадки, шарады, занимательные задачи и викторины, которые будут интересны дошкольникам. Педагогическая целесообразность программы Шашки – игра творческая. В этом, очевидно, заключается секрет её привлекательности. Шашки обладают исключительно сложным и занимательным игровым механизмом, предоставляют широкие возможности для применения логических и творческих способностей играющих. Поиски комбинаций, разбор вариантов, составление оригинального плана в игре – всё это нужно отнести к категории творчества. - Обучение игре «шашки» представляет собой воспитательный процесс, характеризующийся всеми присущими педагогическому процессу общими признаками (ведущая роль педагога – специалиста, направленность деятельности педагога и детей на реализацию задач воспитания и обучения, построение системы занятий в соответствии с дидактическими и другими общепедагогическими принципами и т.д.). В то же время игра в шашки имеет свои специфические особенности, которые отличают ее от других видов деятельности. Прежде всего – это процесс, протекающий по закономерностям деятельности, обеспечивающей упорядоченное формирование и совершенствование умений и навыков наряду с оптимизацией развития человека. - Основное направление предложенной программы обучения игре в шашки детей старшего дошкольного возраста характеризуется наличием нестандартной методики, выражающей идеи гармоничного развития ребенка. - Программа поможет педагогу полностью раскрыть творческие способности детей, повысить уровень их подготовленности к этой игре. Сегодня, как никогда, от педагога требуется выработать новое мышление, в процессе своей деятельности при выборе методов воздействия на ребенка постоянно учитывать его интересы и наклонности. Безусловно, особое внимание уделять нравственно – волевому качеству личности, создавая благоприятные условия для полноценного психофизического развития ребенка. - Подбор материала программы, его продуманное – от простого к сложному – расположение дают возможность сравнить творческие достижения детей с разным уровнем игры, убедительно показывая красоту, глубину и неисчерпаемость игры в шашки. - Программа служит для того, чтобы обучающиеся смогли овладеть этой игрой в объёме начальной подготовки и творчески применять полученные знания на практике. Логика построения программы Данная программа ставит большой акцент на начальную подготовку детей, в основном старшего дошкольного возраста, начинающих с «нуля». Шашечная игра многообразна и не так проста, как кажется на первый взгляд. Шашки имеют свои особенности, и сложность в руководстве боем состоит в том, что все шашки, воины – близнецы. Занятия по шашкам планируется проводить по принципу от простого объяснения к более сложному. Формы игровых встреч выбираются с учетом психолого-педагогических и возрастных особенностей детей, проводятся как групповые, так и индивидуальные. Игровые познавательные ситуации проводятся комбинированным способом, чередуя элементы практической новизны с игровыми и соревновательными навыками, а также с воспитательными мероприятиями. Формы организации образовательного процесса Подгрупповая, занятия организуются в групповых помещениях детского сада. 1. Практическая игра. 2. Решение задач, комбинаций и этюдов. 3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения; 4. Развлечения и познавательные досуги, игры в шашки. Воспитание и обучение шашкам ведется на русском языке. Программа направлена на решение задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в области формирования общей культуры личности детей и обогащение детского развития за счет включенности в интеллектуально-спортивную среду. Адресат программы Адресатами программы являются дети от 5 до 7 лет. Возрастные особенности развития детей 5-6 лет. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т.д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения (объединения) и умножения (пересечения) классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д. В познавательной деятельности продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; представления детей систематизируются. Дети называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. К 6-ти годам дети легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до десяти предметов разных по величине. Однако дошкольники испытывают трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я. Возрастные особенности развития детей 6-7 лет. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить многочисленными влияниями, 262 которым подвергаются дети, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. Сроки и объемы программы Группа Продолжительность Количество в неделю 1 год обучения 30 минут* (5 – 6 лет) 2 год обучения 30 минут* (6 – 7 лет) * 30 минут соответствуют 1 академическому часу Количество в год 1 36 1 36 2. Цели и задачи Цель: Обучение дошкольников принципам шашечной игры, воспитание у них интереса и любви к этой игре и подготовка воспитанников к дальнейшим ступеням развития; создание условий для личностного и интеллектуального развития старших дошкольников, формирования общей культуры посредством обучения игре в шашки. Задачи: Обучающие: 1. Научить детей играть в настольную игру шашки, соблюдая правила и ход игры, развивая у них интерес и активное участие; 2. Обучить простым комбинациям, практике шашечной игры. 3. Обеспечить успешное овладение малышами основополагающих принципов ведения шашечной партии. Воспитательные: 1. Воспитать отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность; 2. Воспитать настойчивость, целеустремленность, находчивость, внимательность, уверенность, волю, трудолюбие, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений. 3. Выработать у детей умение применять полученные знания на практике. 4. Обучить детей взаимодействию между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а также умению применять полученные знания о шашках в процессе игры. Развивающие: 1. Развивать стремление детей к самостоятельности; 2. Развивать умственные способности детей: логическое мышление, умение производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое 3. Развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи. 4. Развивать мышление, память, внимание, наблюдательность, воображение; 5. Способствовать активизации мыслительной деятельности дошкольника; 6. Приобщать ребенка к самостоятельному решению логических задач; 7. Формировать мотивацию к познанию и творчеству, создание условий для формирования и развития ключевых компетенций воспитанников (коммуникативных, интеллектуальных, социальных). 3. Планируемые результаты По окончании обучения дети будут знать: шашечные термины – белое поле, черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, дамочные поля, простая шашка, блокировка, дамка, рубить и т.д. Это выявляется путем опроса, демонстрацией на шашечной доске. Основные тактические приемы: блокировка шашки, оппозиция – выявляется путем решения комбинаций на диаграммах и шашечной доске. К концу обучения ребенок будет уметь: - ориентироваться на шашечной доске; - правильно помещать доску между партнерами; - правильно расставлять шашки; - различать диагональ, вертикаль, горизонталь; - применять на практике правила игры; - следить за ходами противника; - поправлять, решать простейшие комбинации; - расставлять позиции с заданными условиями; - рассчитывать соотношение сил. У обучающихся будут сформированы личностные результаты – ребёнок сможет спокойно общаться с педагогом, сверстниками, партнёрами по игре, с соперниками с использованием шашечного этикета, проявляет уважение к сопернику. Вырабатываются лидерские качества: собственное мнение и умение отстаивать его. Ребёнок сможет контролировать собственные эмоции. Так же произойдёт развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, развитие, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. 4. Учебный план 1 год обучения Срок 1 – я неделя Сентябрь 2 – я неделя 3 – я неделя 4 – я неделя 1 – неделя Октября 2 – я неделя Октябрь 3 – я неделя 4 – я неделя Тема Королество шашек Содержание Познакомить с понятиями шашка, жителями шашечной страны. Просмотр видеофильма «Про поросенка, который умел играть в шашки». Путешествуем по Познакомить с общими понятиями: шашечная сказочному доска и шашки. Рассказать о правилах королевству расстановки шашек на доске. Шашечная доска и Закрепить общие понятия: шашечная доска и шашки шашки, расстановку шашек. Прочитать и инсценировать сказку «Королевство шашек» Волшебные Познакомить с понятием вертикаль. Игра «Кто ниточки сказочного больше назовет предметов, расположенных королевства. вертикально». Шашечные дороги. Задания умной Познакомить с понятием «горизонталь». Игра совы. Шашечные «Кто больше назовет предметов, дороги. расположенных горизонтально». Встреча на лесной Познакомить с понятиями: «Ходы шашек», поляне – «Зайкины «Тихий ход», «Ударный ход». шашки» Встреча на лесной Рассмотреть виды боя (взятия). Художественно поляне – «Зайкины – продуктивная деятельность – организация шашки» выставки детских работ «Королевство шашек». Шашечные поля Познакомить детей с тем, что у каждого поля на доске есть свой адрес – свое название. Поля обозначены цифрами и буквами. Сначала говорится название вертикали, потом номер горизонтали, т.е. сначала буква, потом цифра. Игра «Самый меткий стрелок». Назвать все поля, из которых состоят вертикали и Количество академических часов 1 0,2 0,8 Форма контроля Наблюдения за активностью детей 1 0,2 0,8 Наблюдения за активностью детей 1 0,2 0,8 Наблюдения за активностью детей 1 0,2 0,8 Наблюдения за активностью детей 1 0,2 0,8 Наблюдения за активностью детей 1 0,2 0,8 Наблюдения за активностью детей 1 0,2 0,8 Наблюдения за активностью детей 1 0,2 0,8 Наблюдения за активностью детей Ноябрь 1 – я неделя «В гостях у знатока шашек – Зайки» 2 – я неделя Там на невиданных дорожках. Понятие «Диагональ» 3 – я неделя Там на невиданных дорожках. Закрепление понятия «Диагональ». «Лесная школа умного зайца» Основы шашечной игры: сила флангов Декабрь 4 – я неделя 1 – я неделя «Лесная школа умного зайца» Понятие «Центр» 2 – я неделя «Лесная школа умного зайца» закрепление понятия «Центр» горизонтали Практическое закрепление материала. Упражнение на выполнение ходов шашками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шашечной доске. Познакомить с понятием диагональ – косая линия, состоящая из клеточек одного цвета, соединенных уголками (второе отличие). На доске есть диагонали разной длины. Всего на доске 13белых и 13 черных диагоналей. Закрепить понятие – диагональ. Рассказать о самой важной шашечной диагонали, которая называется большая дорога или большак. Она самая длинная из 8 клеточек. Идет из левого нижнего угла в правых верхний угол. Познакомить с шашечным понятием фланг. Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов шашками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Познакомить с шашечным понятием центр «Восемь полей: с3, с5, d4,d6,e3,e5,f4,f6 считаются центральными, но собственно центром являются поля c5, d4,e5,f4). Шашки, расположенные на этих полях, называются центральными шашками. Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов шашками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижных фигур. 1 0,2 0,8 Наблюдения за активностью детей 1 0,2 0,8 Наблюдения за активностью детей 1 0,2 0,8 Наблюдения за активностью детей 1 0,2 0,8 Наблюдения за активностью детей 1 0,2 0,8 Наблюдения за активностью детей 1 0,2 0,8 Наблюдения за активностью детей «Лесная школа умного зайца» Бортовые поля 4 – я неделя «Лесная школа умного зайца» понятие «Дамка». Дамочные поля 1 – я неделя «В гости к друзьям». Как ходят шашки. 2 – я неделя «В гости к друзьям». Закрепление правил хождения шашек. «Правила хорошие, знать каждому положено». Основные правила шашечной игры. Январь 3 – я неделя 3 – неделя Поля первой и последней горизонтали a1, c1, e1, g1; b8, d8, f8, h8 и поля вертикалей a и h: a1, a3, a5, a7; h2, h4, h6, h8 (поля отмечены знаком Х). Все эти поля находятся с краю доски: слева, справа, внизу и вверху. Шашки, занимающие эти поля, называются бортовыми шашками. Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов шашками. Черные поля последней для соперников горизонтали (для белых 8-й горизонтали – b8, d8, f8, h8 (отмечены знаком Х); для черных 1-й горизонтали a1, c1, e1, g1(отмечены знаком Х) – поля превращения простой шашки в дамку. Познакомить с правилами: шашка (простая) ходит по диагонали тольковперед на одно поле, если оно не занято другой шашкой. Ходить назад шашками запрещено! Практическое закрепление материала. Упражненияна выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, наограничение подвижности фигур. Познакомить с основными правилами: 1. Если шашка соперника стоит вплотную к вашей шашке (на соседнем по диагонали поле), а за ней есть свободное место, то вы обязаны срубить шашку соперника,если ваш ход. 1 0,2 0,8 Наблюдения за активностью детей 1 0,2 0,8 Наблюдения за активностью детей 1 0,2 0,8 Наблюдения за активностью детей 1 0,2 0,8 Наблюдения за активностью детей 1 0,2 0,8 Наблюдения за активностью детей 2. Срубленная шашка убирается сдоски 4 – я неделя 1 – я неделя Февраль 2 – я неделя 3 – я неделя 4 – я неделя «Правила хорошие, знать каждому положено». Закрепление основных правил шашечной игры. «Лесная школа умного зайца». Основы шашечной игры: ловушка и короткие партии «Лесная школа умного зайца». Закрепление основ шашечной игры: ловушка и короткие партии. «Лесная школа умного зайца». Основные приемы борьбы на шашечной доске. «Лесная школа после завершения хода. Ходить назад нельзя, а рубить нужно. Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. 1 0,2 0,8 Наблюдения за активностью детей Упражнения на выполнение ходов. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, наограничение подвижности фигур. 1 0,2 0,8 Наблюдения за активностью детей Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматнойдоске. 1 0,2 0,8 Наблюдения за активностью детей Познакомить с правилом: если после того, как вы срубили одну шашку, ваша шашка вновь оказывается перед шашкой соперника,которая стоит с вашей на одной диагонали и за шашкой соперника есть свободное место, то и эта шашка соперника должна быть срублена. Если вновь возникает такая же ситуация, но действие продолжается уже с разворотом на другую диагональ, то все шашки должны быть срублены, не зависимо от количества шашек и количества разворотов. Познакомить с правилом: Наблюдения за активностью детей Наблюдения за умного зайца». Основные приемы борьбы на шашечной доске. 1 – я неделя Март 2 – я неделя «Лесная школа умного зайца». Основы шашечной игры: как пройти в дамки «Лесная школа умного зайца». Закрепление основ шашечной игры: как пройти в дамки 3 – я неделя «Этикет игрока» - если после того, как вы срубили однушашку, ваша шашка вновь оказывается перед шашкой соперника,которая стоит с вашей на одной диагонали и за шашкой соперника есть свободное место, то и эта шашка соперника должна быть срублена. Если вновь возникает такая же ситуация, но действие продолжается уже с разворотом на другую диагональ, то все шашки должны бытьсрублены, не зависимо от количества шашек и количестваразворотов. Упражнения на выполнение ходов дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Познакомить с правилом Простая шашка, достигнув дамочного поля, превращается в дамку. Это может произойти как тихим ходом (передвижение шашки с 7й горизонтали на 8-ю длябелых или со 2-й на 1- ую для черных), так и ударным. Дамка может ходить как вперед, так и назад по диагонали на любое возможное количество полей (пока ей не преградят путь шашка или край доски). Рубит дамка, как и шашка, только шашки соперника могут быть расположены дальше, чем на одну клеточку от дамки. Перескакивая через шашку соперника, дамка может приземлиться на любое возможное поле. Познакомить с правилами поведенияво время игры: активностью детей 1 0,2 0,8 Наблюдения за активностью детей Наблюдения за активностью детей 1 0,2 0,8 Наблюдения за активностью детей Правила во время Апрель игры 4 – я неделя «Как справиться с задачей?» 1 – я неделя «Как справиться с задачей?» 2 – я неделя «Веселый бой» 1. Перед началом игры соперники пожимают друг другу руки – желают хорошей игры и победы. После игры (как бы она не закончилась) вновь пожимают руки, благодаря друг друга за честную игру,а проигравший еще и поздравляет соперника с победой. Этот спортивный ритуал дисциплинирует участников и настраивает их на серьезную игру. 2. Взялся – ходи! 3. Если ваша шашка стоит неаккуратно (на 2 поля или на 4 поля) и ее ну о поправить, вы говорите «поправляю» и уже потом поправляете шашку. 4. Если у вас возникла ситуация, и требуется помощь судьи или помощника судьи чтобы посчитать количество ходов для признания партии закончившейся вничью, можете поднять руку или просто позвать судью. 5. Во время игры нельзя разговаривать с соперником или ссоседями. Чтение худ литературы «Сеня, Храбрик и шашки» Авторы: БарскийЮ. П., Городецкий В. Б. Работа с диаграммами.Игра «Сдавайся». Упражнения на выполнение ходов. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шашечной доске. Стихотворение Юровскй Е.М. 1 0,2 0,8 Наблюдения за активностью детей 1 0,2 0,8 Наблюдения за активностью детей 1 0,2 0,8 Наблюдения за 3 – я неделя Викторина «Королевство шашек» 4 – я неделя Подготовка к соревнованиям между командами ДОУ Подготовка к соревнованиям между командами ДОУ «Лесной турнир» Май 1 – я неделя 2 – я неделя 3,4 – я неделя Итого: 36 часов «Соревнования» «Перед боем шашки в рядНа земле своей стоят» Игра соревнование «Кто быстрее расставит фигуры». Игра «Взятие шашки» Практическое закрепление материала. Дидактические игры «Кто быстрее построит на доске фигуры», «Ловушки» закрепление шашечных терминов: поле, центр, дамка, главная дорога, диагональ. Практическое закрепление материала активностью детей 1 0,2 0,8 Наблюдения за активностью детей 1 0,2 0,8 Наблюдения за активностью детей Практическое закрепление материала 1 0,2 0,8 Наблюдения за активностью детей Практическое закрепление материала 1 0,2 0,8 Подведение итогов года. Соревнования между игроками в детском саду, шашечные встречи, досуги, шашечные турниры. 1 0,2 0,8 Наблюдения за активностью детей Наблюдения за активностью детей 2 год обучения Сентябрь Срок Содержание 1-неделя Как начинать партию? Дидактические игры: «Кто первый», «Составь доску» 2-неделя Цели игры и определение результата партии Цели игры и определение результата партии Разные виды ничьей партии Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов. Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Разные виды ничьей партии Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов. Игра «Главная дорога», чтение худ. литературы Юровскй Е.М Знакомство с понятием «Таблица турнира». Упражнения на выполнение ходов пешками. 3-неделя 4-неделя 1-неделя Октябрь Тема 2-неделя 3-неделя Знакомство с таблицей шашечного турнира Знакомство с таблицей шашечного турнира Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Количество академ. часов Форма контроля Тео- Пракрия тика 1 0,2 0,8 Наблюдения за активностью детей 1 0,2 0,8 Наблюдения за активностью детей 1 0,2 0,8 Наблюдения за активностью детей 1 0,2 0,8 Наблюдения за активностью детей 1 0,2 0,8 Наблюдения за активностью детей 1 0,2 0,8 1 0,2 0,8 Наблюдения за активностью детей Наблюдения за активностью детей Ноябрь Декабрь 4-неделя Основные приемы борьбы на шашечной доске «Делаем наилучшие ходы». 1-неделя Турнир «Белочкимедвежата». 2-неделя Основные приемы борьбы на шашечной доске «Простые комбинации». 3-неделя «Умники и умницы» 4-неделя «Умники и умницы» 1-неделя Основные приемы борьбы на шашечной доске «Основы позиционной игры» Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Игра «уголки» Игра поддавки» Основные приемы борьбы на шашечной доске. Практическое закрепление материала. Дидактические задания «Атака неприятеля» Шашечный этюд. Задание, заключающееся в том, чтобы найти для белых путь к выигрышу или к ничьей при данной расстановке фигур. 1 0,2 0,8 Наблюдения за активностью детей 1 0,2 0,8 Наблюдения за активностью детей 1 0,2 0,8 Практическое закрепление материала. Чтение художественной литературы Барский Ю. П., Городецкий В. Б. «Сеня, Храбрик и шашки» Работа с диаграммами. Игра «Сдавайся» Практическое закрепление материала. Работа с диаграммами. Игра «Сдавайся» Приемы позиционной игры. Основные принципы игры. Оппозиция. Изменение оппозиции при размене. Изолированные шашки. Простейшие позиционные приемы выигрыша. 1 0,2 0,8 Наблюдения за активностью детей 1 0,2 0,8 Наблюдения за активностью детей 1 0,2 0,8 Наблюдения за активностью детей Наблюдения за активностью детей 2-неделя «Лесные забавы» Практическое закрепление материала 3-неделя Основные приемы борьбы на шашечной доске «Комбинационные приемы. Ловушки в начале партии в игре шашки». Основные приемы борьбы на шашечной доске «Комбинационные приемы. Ловушки в начале партии в игре шашки». «Зайкин сон» 4-неделя Январь 1-неделя 2-неделя Основные приемы борьбы на шашечной доске «Связывание» 3-неделя «Использование дополнительного темпа» Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Практическое закрепление материала. Игра: «Самый меткий стрелок». 1 0,2 0,8 Наблюдения за активностью детей 1 0,2 0,8 Наблюдения за активностью детей Чтение художественной литературы. Обозначение игровых полей. Работа с диаграммой. Дидактическая игра «Морской бой» 1 0,2 0,8 Наблюдения за активностью детей Практическое закрепление материала. Чтение художественной литературы Юровскй Е.М «Зайкин сон» 1 0,2 0,8 Наблюдения за активностью детей Знакомство с понятием «Связывание». Практическое закрепление материала. Работа с диаграммами. Познакомить с понятием «Дополнительный темп». Решение дидактических задач «Кто первый съест шашку» 1 0,2 0,8 Наблюдения за активностью детей 1 0,2 0,8 Наблюдения за активностью детей 4-неделя 1-неделя Основные приемы борьбы на шашечной доске «Шашечные окончания». Основные приемы борьбы на шашечной доске «Шашечные окончания». Решение элементарных Комбинаций. 3-неделя Решение элементарных Комбинаций. 4-неделя Основные приемы борьбы на шашечной доске «Размен». «Конкурс на призы от Зайки». Март Февраль 2-неделя 1-неделя Знакомство с понятием «Шашечные окончания». Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Закрепление понятия «Шашечные окончания». Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Знакомство с понятием «Размен». Дидактическая игра «Игры на уничтожение» Практическое закрепление материала. Решение кроссвордов, выполнение заданий. Дидактические игры. 1 0,2 0,8 Наблюдения за активностью детей 1 0,2 0,8 Наблюдения за активностью детей 1 0,2 0,8 Наблюдения за активностью детей 1 0,2 0,8 Наблюдения за активностью детей 1 0,2 0,8 Наблюдения за активностью детей 1 0,2 0,8 Наблюдения за активностью детей Апрель Май 2-неделя «Шлагбаум». 3-неделя «Шлагбаум». 4-неделя Развлечение «Победитель - это я» 1-неделя «Достижение выгодной оппозиции». 2-неделя 3-неделя «Достижение выгодной оппозиции». «Турнир сильнейших» 4-неделя «Зайкина задачка». 1, 2неделя 3, 4неделя «Шашечный бал». Подготовка к соревнованиям. Знакомство с понятием «Шлагбаум». Работа с диаграммами. Дидактические игры. Знакомство с понятием «Шлагбаум». Работа с диаграммами. Дидактические игры. Практическое закрепление материала. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Познакомить с понятием «выгодная оппозиция». Шашечный этюд. Основные позиции защиты Дидактические задания «Кто первый ходит», «Игра на уничтожение». Практическое закрепление материала. Подбор игр и заданий на обобщение знаний. Работа с диаграммами Шашечный этюд. Задание, заключающееся в том, чтобы найти для белых путь к выигрышу или к ничьей при данной расстановке фигур. Практическое закрепление материала. 1 0,2 0,8 Наблюдения за активностью детей 1 0,2 0,8 Наблюдения за активностью детей 1 0,2 0,8 Наблюдения за активностью детей 1 0,2 0,8 Наблюдения за активностью детей 1 0,2 0,8 1 0,2 0,8 Наблюдения за активностью детей Наблюдения за активностью детей 1 0,2 0,8 Наблюдения за активностью детей 2 0,4 1,6 Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие 2 0,4 1,6 Наблюдения за активностью детей Наблюдения за активностью детей «Шашечные встречи сильнейших в детском саду». Итого: 36 часов с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. 5.Содержание программы Занятия по шашкам планируется проводить по принципу от простого объяснения к более сложному. Познавательный материал излагается в виде сказок. Занятия проводятся комбинированным способом, чередуя элементы теоретической и практической новизны с игровыми и соревновательными навыками. Условием обучения выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, эстетической, физической, интеллектуальной и практической деятельности. 1. Шахматная доска и фигуры. Правила поведения при игре в шашки. Место шашек в мировой культуре. Роль шашек в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки ребенка. Шахматная доска, поля, линии, их обозначение, легенда о возникновении шашек. Основа успешной партии – правильное поведение во время игры. Основные правила. 2. Шашечные ходы. Диагонали. Ходы и взятие фигур. Обучение. Закрепление. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту, ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. 3. Цель и результат шашечной партии. Общие принципы разыгрывания партии. Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья. Упражнения на выигрыш в различное количество ходов. Анализ учебных партий, игровая практика. 4. Понятие о шашечном турнире. Игровая практика. Шашечные турниры, цель, правила проведения. 5. Особенности хода дамки. Дамка против простых шашек. Простые шашки против дамки. Упражнения на выполнение ходов «дамкой». Тренировочные упражнения. Умение использовать дамку против простых шашек. Умение использовать простые шашки против дамки. Комбинация 3-1 (Умение ловить дамку) 6. Тактические приемы и особенности их применения. Шашечная атака. Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение. Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного перекрытия, освобождение пространства, уничтожение защиты. Тактические удары, применение в игровой практике. 7. Игровая практика. Игра «уголки». Анализ игровых парий. Знакомство, отличия от игры в шашки, правила игры. 6. Календарный учебный график Старшая группа Продолжительность учебного года Продолжительность образовательного процесса Режим работы Выходные Педагогическая диагностика Количество занятий 01.09.2023 – 31.05.2024 36 недель 1 раз в неделю Суббота, воскресенье, праздничные дни, установленные законодательством РФ 01.09.2023 – 13.09.2023 18.05.2024 – 31.05.2024 в неделю в месяц в год 1 4 36 23 Подготовительная к школе группа Продолжительность учебного года Продолжительность образовательного процесса Режим работы Выходные Педагогическая диагностика Количество занятий 01.09.2023 – 31.05.2024 36 недель 1 раз в неделю Суббота, воскресенье, праздничные дни, установленные законодательством РФ 01.09.2023 – 13.09.2023 18.05.2024 – 31.05.2024 в неделю в месяц в год 1 4 36 7. Формы аттестации обучающихся. Оценочные материалы. С помощью собеседований, опроса на первых занятиях выявляется уровень подготовленности воспитанников для определения готовности к восприятию материала, новой темы, на первых занятиях восполняются выявленные пробелы. Для проверки усвоения материала по теме проводятся диагностические задания: опросы, решения шашечных комбинаций, игра с педагогом, беседы. Итоговый контроль выявляет, насколько воспитанники усвоили учебную программу, при их участии в шашечном турнире, игре с педагогом, и решении комбинаций, сочетающих в себе элементы тактических приемов, изученных в течение года. По окончании обучения дети должны знать: - шашечные термины – белое поле, черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, дамочные поля, простая шашка, блокировка, дамка, рубить и т.д.. Это выявляется путем опроса, демонстрацией на шашечной доске. - правила игры – выявляется путем опроса и игры с педагогом. - стадии игры - выявляется путем опроса и игры с педагогом. - основные тактические приемы: блокировка шашки, оппозиция – выявляется путем решения комбинаций на диаграммах и шашечной доске. К концу учебного года ребенок должен уметь: - ориентироваться на шашечной доске; - правильно помещать доску между партнерами; - правильно расставлять шашки, различать диагональ, вертикаль, горизонталь; - применять на практике правила игры; - следить за ходами противника, поправлять; - решать простейшие комбинации; - расставлять позиции с заданными условиями; - рассчитывать соотношение сил. 24 Мониторинг уровня умений дошкольников играть в шашки. Диагностика сформированности умения детей играть в шашки (Давыдова Т.Г., Атаян Г.М. Обучение детей игре в шашки. - Справочник старшего воспитателя. № 8 август 2011) Методика проведения диагностики: Диагностика сформированности умения детей играть в шашки предусматривает , наблюдение за его игрой с педагогом, сверстниками, а также беседы с родителями о том, как дошкольник играет в шашки дома. Диагностическая карта сформированности умения старших дошкольников играть в шашки. Фамилия, имя ребёнка_ Возраст ребёнка № п/п 1 2 3 4 5 6 7 Показатели диагностики Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Расставляет шашки на поле Начало игры Ход шашек Бой шашек соперника Решение диаграмм Дамка Доводит игру до конца Пояснения к пунктам таблицы: 1. Ребенку предлагается расставить шашки в количестве 24 штук двух цветов для дальнейшей игры. 2. Кто начинает игру и почему? Как определить, кто играет белыми шашками? 3. Педагог предлагает ребенку начать игру, наблюдая за тем, как он делает ходы. 4. В игре педагог создает ситуацию, при которой ребенок имеет возможность бить шашки соперника как по одной, так и несколько. 5. Педагог предлагает разыграть диаграммы в соответствии с определенным условием. 6. Проверка понимания игроком преимущества дамки перед обычной шашкой проходит непосредственно во время игры. 7. Проверку целесообразно проводить в игре как со взрослыми, так и со сверстниками. 8. Если ребенок оставляет партию незаконченной, педагог должен попытаться выяснить причину. Нежелание проиграть партию, обида на соперника, отставание в счете битых у соперника шашек расценивается как низкий уровень развития игровой мотивации. Критерии оценки результатов: Высокий уровень – ребенок самостоятельно и правильно справился с заданием; 25 Средний уровень – для правильного выполнения задания ребенку требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога; Низкий уровень – ребенок не выполнил задание даже после подсказки педагога. 26 8. Методические материалы. Требование к программно-методическим условиям. Перечень дидактических материалов - набор концовок и этюдов для решения позиций; - диски с компьютерными программами; - шашки; - настенная магнитная шашечная доска. Материально-техническая база Самостоятельное обучение шашкам невозможно без изучения шашечной литературы. Книги и журналы на шашечную тему посвящены различным стадиям и приемам шашечной игры, в них собран богатейший опыт сильнейших игроков и тренеров. Очень важно обучаться шашечной игре по книгам поэтапно, правильно подбирая шашечную литературу в соответствии со своим уровнем игры, новичку вряд ли удастся все понять и многому научиться сразу по книгам, предназначенным для шашистов высокой квалификации. Для проведения занятий необходимы: Для занятий необходимо: столы и стулья, комплекты шашек и досок (7-8 комплектов). Помещение должно отвечать требованиям санитарных норм и правил для полного состава группы. Описание используемых методик и технологий Методы проведения занятий - словесный: рассказ, беседа, объяснение; - наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске; - практический: упражнение, тренинг, решение шашечных концовок, задач, соревнования, работа над ошибками. План изучения отдельных тем: а) объяснение педагогом задачи данной темы; б) объяснение материала; в) проведение собеседования с целью проверки усвоения материала; г) проведение практических занятий на данную тему. Учебный материал данной программы рассчитан на один год. Занятия проводятся еженедельно в течение девяти месяцев. За год обучения перед обучающимися ставится задача овладеть теоретическими знаниями, освоить практику игры. 9. Условия реализации программы 9.1 Техническое оснащение занятий Реализация содержания программы предусматривает наличие демонстрационной доски, методического набора к ней, демонстрационных шашек на магнитах, настольных досок с набором шашек по количеству воспитанников. Из технических средств обучения и воспитания имеются мультимедийный проектор, ноутбук, колонки. 27 Для успешной реализации содержания программы, рассчитанной на два годаобучения, имеются следующие оборудование и атрибуты: - демонстрационная настенная магнитная доска с комплектом шашек; - настольные шашки и шашечные доски; - дидактические игры и пособия для обучения игре в шашки; - наглядные пособия (альбомы, тренировочные диаграммы, иллюстрации,фотографии); - обучающие презентации по шашкам; - электронные средства обучения: мультимедийный проектор, ноутбук, колонки. - методические пособия по обучению детей игре в шашки. Требование к кадровому составу К реализации Программы допускаются лица, имеющие высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы. Список литературы 1. А. Ю. Барский, Б. Герцензон «Приключения на шашечной доске»,Лениздат,1969 г. 2. А. Ю. Барский, В. Б. Городецкий «Сеня, Храбрик и шашки» М.Владос, 1998 г. 3. И. М. Бодров, М. В. Высоцкий «Курс шашечных окончаний. Две на две». 2001 г. 4. Б. Герцензон, А. Напреенков «Шашки – это интересно» Санкт – Петербург, «Литера», 1997 г. 5. Б. М. Герцензон «Для тех, кто в шашки…не играет», Москва,1975 г. 6. Т. Г. Давыдова, Г. М. Атоян «Обучение детей игре в шашки», Справочник старшего воспитателя, №8, 2011 г. 7. А. В. Егоров «Как научить играть в шашки», Москва, Чистые пруды, 2005 . 8. Б. И. Козлов «Самоучитель игры в стоклеточные шашки», ФИС, 1965 г. 9. Л. В. Петрова «Шаг за шагом, братцы, решаем комбинации», Санкт – Петербург, 2000 г. 10. М. Е. Юровский, Л. П. Кондратьева «Зайкины шашки», Санкт – Петербург, 2001 г. 11. «Шахматно-шашечный всеобуч» программа курса для детей дошкольного возраста(обучение игре в шашки) Авторы-составители: Коноплёва Е.Н., воспитатель КИК, руководитель ГМО МАДОУ Центр развития ребёнка – детский сад № 77, Дьяченко Л.В., заместитель директора по УВР МАОУ «Начальная школа – детский сад 28 № 25», Марухненко Н.А., старший воспитатель МАДОУ – детский сад № 36, Саламатова О.Г., старший воспитатель МАДОУ – детский сад комбинированного вида № 90 29