Организация образовательной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС

Организация образовательной деятельности в ДОУ в
соответствии с ФГОС ДО.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования.
Основополагающими документами
нормативной правовой базы системы
дошкольного образования, обязательными для исполнения во всех типах и видах
образовательных организаций, ориентиром развития системы дошкольного
образования являются
Конвенция ООН о правах ребенка
Конституция Российской Федерации
Федеральный закон от 29 декабря 2013 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования
• «Порядок
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности» » (утвержден приказом № 1014 от 30 августа, регистрация в
Минюсте 26 сентября 2013);
• Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации работы в дошкольных организациях.
•
•
•

Стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления
жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких
«стандартных» рамках.
Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей
дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и
навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих
психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее
значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в
том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка
осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного
образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что к
дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам
освоения программы.
ФГОС ДО ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где
происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама
природа дошкольника. Ведущие виды детской деятельности : игровая,
коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная,
восприятие художественной литературы и фольклора, изобразительная, музыкальная,
конструирование из различного материала и др.
Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на
протяжении всего времени нахождения ребенка в детском саду.

Остановимся более подробно на формах организации образовательной
деятельности.
До недавнего времени одной из форм организации образовательной
деятельности в детском саду были занятия.
С учетом ФГОС ДО модель организации образовательной деятельности
включает в себя:
- совместную деятельность детей и взрослого, где выделяются непрерывная
образовательная деятельность с основными формами организации: игра, наблюдение,
экспериментирование, проектная деятельность, общение (разговор, беседа)
и
решение образовательных задач в процессе режимных моментов и прочие;
- самостоятельная деятельность детей, а именно развивающая предметнопространственная среда, соответствующая требованиям.
Структура образовательной деятельности включает в себя цели, задачи и
содержание которые отражены в ФГОС ДО и образовательной программе ДОО,
средства,
методы воспитания и обучения, формы организации, условия,
обеспечивающие ее организацию осуществление и результаты, которые представлены
в виде целевых ориентиров дошкольного образования.
Образовательная деятельность прописана в ФГОС в 5 образовательных областях
,представляющие определенные направления развития и образования детей:
Социально-коммуникативное развитие;
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Художественно-эстетическое развитие;
Физическое развитие.
Содержание образовательных областей может реализовываться в различных видах
деятельности:
В раннем возрасте (1год – 3 года) – предметная деятельность и игры с составными
динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами,
общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством
взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами, восприятие
смысла музыки, сказок, стихов. Рассматривание картинок, двигательная
активность;
Для детей дошкольного возраста (3 года – 8 лет) – ряд видов деятельности, таких
как игровая, включая сюжетно-ролевую игру. Игру с правилами и другие виды игры,
коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),
познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и
экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и
фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на
улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули,
бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация),

музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение,
музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и
двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Организованная образовательная деятельность представляет собой организацию
совместной деятельности педагога с детьми:
с одним ребенком (индивидуальная);
с подгруппой детей(подгрупповая);
с целой группой детей (фронтальная). Фронтальная форма организации обучения.
Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание.
Построение образовательной деятельности должно основываться на адекватных
возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется
педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников,
оснащенности ДОУ, культурных и региональных особенностей, специфики
дошкольного учреждения.
Выбор количества детей зависит от:
возрастных и индивидуальных особенностей детей;
вида деятельности их интереса к данному занятию;
сложности материала;
Но необходимо помнить, что каждый ребенок должен получить одинаковые
стартовые возможности для обучения в школе.
По содержанию Образовательная Деятельность может быть интегрированной,
т.е. объединять несколько образовательных областей. Интеграции, в рамках которой
дети будут активно развиваться, и совершенствовать уже имеющиеся знания, умения,
навыки, а так же получать новую информацию об окружающем мире в процессе
взаимодействия друг с другом, педагогом и предметно-пространственной средой.
Содержание образовательной деятельности определяется программой, по которой
работает дошкольное учреждение. Коллективом нашего детского сада разработана
основная образовательная программа ДО, с учетом особенностей образовательного
учреждения, возрастных особенностей, образовательных потребностей и запросов
воспитанников и их семей.

Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на
современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение
статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста;
включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной
деятельности, игровых, проблемно -обучающих ситуаций в рамках интеграции
образовательных областей.

Таким образом, «занятие» как специально организованная форма учебной
деятельности в детском саду отменяется. Занятием должна стать интересная для
детей, специально организованная воспитателем специфическая детская
деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и
общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире,
формирование определенных знаний, умений и навыков. Но процесс обучения
остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми. Между тем необходимо
понимать разницу между «старым» обучением и «новым».
Форма организации детей во время образовательной деятельности может быть
различной: малыши сидят за столами, на стульчиках, расставленных полукругом, или
свободно передвигаются по групповой комнате и т.д.
Эффективность образовательной деятельности в большей степени зависит от того,
насколько эмоционально она протекает.
Обучение детей младшего дошкольногоо возраста должно носить нагляднодейственный характер. В группах старшего возраста, достаточно сообщения о теме
или основной цели непрерывной образовательной деятельности. Дети старшего
возраста привлекаются к организации необходимой обстановке, что способствует
возникновению интереса к образовательной деятельности.
В любой образовательной деятельности выделяют три основные части, неразрывно
связанные общим содержанием и методикой: начало, ход непрерывной
образовательной деятельности и окончание.
Главные методы обучения
Практические:

опыт

упражнение

экспериментирование
моделирование


Наглядные:


наблюдение
демонстрация наглядных пособий

Словесные:




рассказ педагога
беседа
чтение художественной литературы

Игровые:


дидактическая игра
воображаемая ситуация в развѐрнутом виде
Образовательная деятельность детей в режиме дня.
Помимо организованной образовательной деятельности воспитателем должны быть
запланирована и образовательная деятельность в режиме дня:
В утренние и вечерние часы
На прогулке
При проведении режимных моментов.
Цели образовательной деятельности в режиме дня:
Охрана здоровья и формирование основы культуры здоровья;
Формирование у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности и
предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)
Освоение первоначальных представлений социального характера и
включение детей в систему социальных отношений
Формирование у детей положительного отношения к труду.
Самостоятельная деятельность детей.
По санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию и организации работы
в дошкольных организациях на самостоятельную деятельность детей 3-7 лет в режиме
дня должно отводиться не менее 3-4 часов.
Но это не значит, что ребенок должен быть предоставлен самому себе. Для
организации самостоятельной деятельности детей необходимо создать развивающую
предметно- пространственную среду и присмотр и уход за каждым ребенком.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
содержательно – насыщенной,
трансформируемой;
полифункциональной;
вариативной;
доступной;
безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей
и содержанию Программы.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений
предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в
том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональность материаловпредполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной
среды, например, детской мебели, мягких модулей, ширм и т.д.;

4) Вариативность среды предполагает:
наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры,
конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр,
игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
5) Доступность среды предполагает:
свободный доступ детей, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим
все основные виды детской активности;
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие
всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их
использования.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что ваши дети получают
информацию от педагогов в течении всего дня, в разных видах деятельности и в
течении всего пребывания ребенка в детском саду.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».