Содержание программы 1. Паспорт программы .......................................................................... 3 2. Информационная справка ................................................................ 6 3. Проблемный анализ деятельности МАДОУ… ............................. 11 3.1. Анализ образовательной политики и социального заказа…...11 3.2. Анализ жизнедеятельности МАДОУ…..................................... 12 3.3. Анализ результатов образовательного процесса… ................. 14 3.4. Определение возможных путей решения проблем… .............. 23 4. Концепция развития МАДОУ…...................................................... 26 4.1. Общие положения концепции развития МАДОУ… ............... 26 4.2. Цель и задачи Программы развития… ...................................... 28 4.3. Приоритетные направления Программы развития… .............. 29 4.4. Стратегия развития МАДОУ… ...................................................31 4.5. План реализации Программы развития МАДОУ… ................. 32 4.6. Ожидаемые результаты Программы развития МАДОУ… ...... 40 5. Заключение… ............................................................................... 44 Наименование программы Основание для разработки программы Паспорт программы. Программа развития Муниципального автономного образовательного дошкольного учреждения «Детский сад № 80» Златоустовского городского округа на 2019-2023 годы (далее МАДОУ). Федеральный уровень: - Конституция РФ от 12.12.1993 г. (с изменениями и дополнениями); - Конвенция о правах ребенка; - Семейный Кодекс РФ от 08.12.1995 г. № 223 ФЗ (с изменениями и дополнениями); - Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); - Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями); - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.304913 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях»; - Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования»; - «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы» (утверждена Распоряжением правительства 29.12. 2014 года № 2765р); - Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы (утверждена Постановлением Правительства РФ от 23.05.2015г. Приказ № 497) 2 Заказчик программы Региональный уровень: Закон Челябинской области от 29.08.2013 года № 519- ЗО «Об образовании в Челябинской области» (с изменениями и дополнениями) МКУ Управление образования и молодёжной политики ЗГО Основные разработчики программы Заведующий МАДОУ № 80 Лундовских В.Н. Старший воспитатель Ширяева С.В Воспитатель высшей категории Андреева И.А Воспитатель первой категории Деревскова Л.В Цель и задачи программы Совершенствование психолого-педагогических и социальных условий, способствующих развитию интеллектуально-личностного потенциала каждого ребенка. Совершенствование системы здоровьесберегающей деятельности учреждения, с учетом индивидуальных особенностей дошкольников; Повышение качества образования в МАДОУ через внедрение современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных; Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов; Реализация коррекционно-развивающей поддержки детям с трудностями в речевом и эмоциональноволевом развитии; Совершенствование материально-технического и программного обеспечения; Обновление развивающей образовательной среды МАДОУ, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности; Реализация программы осуществляется в период с 2019г. по 2023 гг. Сроки реализации программы Исполнители программы Участники образовательной деятельности МАДОУ 3 Ожидаемые конечные результаты реализации программы Контроль исполнения программы Для детского сада улучшение материально-технического обеспечения для реализации программы дошкольного образования; сформированность ключевых компетенций дошкольников, в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС; внедрение комплексной коррекционной программы для детей с особыми образовательными потребностями; расширение образовательного пространства через сотрудничество с социокультурными учреждениями микрорайона и города. повышение социального статуса МАДОУ. Для детей получение полноценного качественного образования в соответствии с индивидуальными запросами и возможностями каждого ребенка; Для педагогического коллектива развитие профессиональной компетентности; рост профессиональной культуры педагогов, повышение компетентности в области применения ИКТ. Для семьи сохранение здоровья ребенка и готовность ребенка к обучению в школе; увеличение количества родителей (законных представителей), которые удовлетворены качеством образовательных услуг в МАДОУ Администрация МАДОУ осуществляет контроль над реализацией Программы на основе публичного отчета, организации текущего и итогового контроля, проведения своевременной коррекции и регуляции на основании полученных данных (сбора, обработки и интерпретации данных). Полученные результаты будут служить основанием для внесения (при необходимости) корректировочных поправок в план реализации Программы. 4 2.Информационная справка. 2.1. Общие сведения. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 80» расположено по адресу: 456219, Россия, Челябинская область, г. Златоуст, пр. им. Ю.А.Гагарина, 3 линия, д.7А Тел./факс 8(3513)65-26-32 e-mail: vera7473@mail.ru http://80zlatoust.tvoysadik.ru Заведующий МАДОУ ДС № 80: Лундовских Вера Николаевна Учредитель: Администрация Златоустовского городского округа. Режим работы учреждения: с 7:00 до 19:00 (12-ти часовое пребывание детей), с понедельника по пятницу включительно, за исключением выходных (суббота, воскресенье) и нерабочих праздничных дней в соответствии с ТК РФ, нормативно - правовыми актами Правительства РФ. Год основания – 1965г Проектная мощность МАДОУ № 80 - 115 человек, фактическая наполняемость – 110 человек. Образовательное учреждение расположено в центральной части города, в экологически чистом микрорайоне с развитой инфраструктурой. Территория МАДОУ ограждена забором и озеленена, здание оборудовано наружным освещением и видеонаблюдением. Земельный участок учреждения делится на зону застройки, зону игровой деятельности и хозяйственную зону. Зона застройки включает основное двухэтажное здание, которое размещено в центре участка. Игровая зона включает 6 прогулочных участков. В хозяйственной зоне расположено здание для технического инвентаря. Групповые прогулочные участки, оснащены оборудованием: теневые навесы, песочницы с тентами, емкости для организации игр с водой в летний период, оборудованием для организации двигательной активности детей (лесенки, малые архитектурные формы и т.д.), а также постройками для организации сюжетно-ролевой игры. На участках оформлены цветники. На территории МАДОУ для организации трудовой деятельности в летний период организован мини-огород, где за каждой возрастной группой закреплены грядки для высадки и ухода за овощными культурами. На территории МАДОУ имеется автоплощадка для изучения правил дорожного движения. На первом этаже расположены: кабинет завхоза, прачечная-гладильная, две кладовые комнаты, пищеблок, медицинский кабинет, состоящий из медицинского кабинета, процедурного кабинета, туалета. 5 На втором этаже расположены: кабинет заведующего, музыкальный зал, методический кабинет, кабинет логопеда, кабинет бухгалтера. Состояние материально-технической базы МАДОУ ДС № 80 соответствует педагогическим требованиям, современному уровню образования и санитарным нормами. Все базисные компоненты развивающей предметной среды детства включают оптимальные условия для полноценного физического, художественно-эстетического, познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда (РППС)организованна на принципах ФГОС ДО. РППС организуется таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Групповые помещения ДОУ (всего 6 групповых ячеек) оснащены удобной детской мебелью, соответствующей возрастным особенностям детей и требованиям СаНПиН. РППС постоянно модернизируется согласно потребностям и возможностям детей и родителей, соответствует всем требованиям безопасности. Зонирование групповых помещений соответствует возрасту воспитанников группы, познавательным, интеллектуальным и физическим особенностям, требованиям программно-методического комплекта: в каждой группе оборудованы центры активности для самостоятельной деятельности детей, такие как: «центр экспериментирования», «центр познания», «центр творчества», «игровой центр», «литературный центр», «спортивный центр». Воспитателями групп регулярно пополняется содержание данных центров дидактическим, сюжетным, познавательным и развивающим материалом. Все больше в группах появляется материалов, активизирующих познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы, магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций. Оборудование предметно-пространственной среды подбирается с учетом половой принадлежности воспитанников: для мальчиков и девочек. За прошедший учебный год были приобретены игровые центры («Магазин», «Больница», «Кухня» и др.), пополнен фонд игрушек для сюжетно-ролевых, театрализованных, подвижных игр воспитанников в группе и на прогулке. Групповые ячейки оснащены магнитной доской, телевизором, DVDпроигрывателем для просмотра обучающих и познавательных презентаций, мультфильмов, для прослушивания аудиозаписей. Музыкальный зал оснащен фортепиано, мультимедийным проектором, акустической системой, музыкальными инструментами, игровым оборудованием, демонстрационными и дидактическими материалами. 6 Так же музыкальный зал оснащен спортивным инвентарем: гимнастические скамейки разных размеров, канат для перетягивания, барьер универсальный, спортивные кубы, кегли, обручи, гимнастические палки, мячи различных размеров, и др. Логопедический кабинет оснащен автоматизированным рабочим местом учителя-логопеда, зеркалом, игровым оборудованием, демонстрационными и дидактическими материалами. Обеспечение безопасности В детском саду разработан паспорт безопасности (антитеррористической защищенности) утвержден Главой Златоустовского городского округа, согласован с Начальником ФГКУ «УВО ВНГ России по Челябинской области», Начальником Главного Управления МЧС России по Челябинской области и Начальником УФСБ России по Челябинской области. Имеется Декларация пожарной безопасности, зарегистрированная Отделом надзорной деятельности № 1 УНДГУ МЧС России по Челябинской области. В детском саду установлена СКУДП, автоматическая пожарная сигнализации, система видеонаблюдения. В ДОУ ведутся мероприятия по соблюдению правил пожарной безопасности и ПДД. Педагоги ДОУ проводят с детьми мероприятия по ОБЖ. Питание в ДОО осуществляется в соответствии с 10-дневным меню и обеспечивает сбалансированное 4-х разовое питание детей в группах с 12-ти часовым пребыванием в соответствии с санитарными правилами и нормами. При организации питания учитываются возрастные физиологические нормы суточной потребности, суммарный объем блюд по приему пищи (в граммах). Система работы по здоровье сбережению воспитанников, консолидирующая интересы всех участников педагогического процесса, направлена на формирование у детей ответственного отношения к здоровью, оказание коррекционной помощи детям и созданию условий, адекватных возможностям каждого ребенка, в том числе детей с проблемами в физическом и психическом развитии Воспитанникам Учреждения гарантируется: - охрана жизни и здоровья; - защита от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности; - защита его достоинства; - удовлетворенность потребностей в эмоционально-личностном общении; - удовлетворение физиологических потребностей в соответствии с его возрастом и индивидуальными особенностями развития; - развитие его творческих способностей и интересов; - получение помощи в коррекции отклонений в физическом и 7 психическом развитии детей; - предоставление оборудования, игр, игрушек, учебных пособий. 2.2. Учредительные документы. Устав МАДОУ ДС № 80 Лицензия. Серия 74Л02 Регистрационный № 0001717 Дата выдачи: 15.07.2016г., бессрочно. 2.3. Структура МАДОУ ДС № 80 В МАДОУ функционирует 6 групп, которые посещают 110 детей Количество групп Возрастная группа Количество детей 1 2 ранняя 15 1 1 младшая 11 1 2 младшая 19 1 средняя 19 1 старшая 21 1 подготовительная 25 Группы сформированы по возрастному принципу. Старшая и подготовительная группы являются комбинированными (логопедическими). 2.4. Кадровый потенциал Всего в учреждении – 29 сотрудников, из них административный состав –2 человека, педагогический персонал – 11 человек, обслуживающий персонал -18 человек. Характеристика педагогических кадров по уровню образования Уровень образования Высшее педагогическое образование Среднее профессиональное педагогическое образование Из общего числа педагогов проходят обучение в высших учебных заведениях по стажу работы Всего педагогов До 2-х лет 2-5 лет 5-10 лет 8 10-20 лет Количество педагогов 6 5 55 45 1 9 20-30 лет % Более 30 лет Численность педагогических работников 1 4 - 4 2 по квалификационным категориям Все педагоги Соответствуют 1 категория Высшая должности категория Численность 7 64% 3 27% 1 9% педагогических работников Повышение профессионального уровня педагогов осуществляется через обучение в высших учебных заведениях, через прохождение обучения в ГБУ ДПО ЧИППКРО, ЧГПУ, тематические семинары, методические объединения, систему самообразования. Награды сотрудников МАДОУ: - Почетная грамота Главы Златоустовского городского округа – 1 педагог; - Благодарственное письмо Главы Златоустовского городского округа – 1 педагог; - Почетная грамота МКУ Управление образование и молодежной политики Златоустовского городского округа – 1 педагог; Распространение педагогического опыта: Педагоги дошкольного учреждения принимают активное участие в городских методических объединениях (для педагогов работающих на раннем возрасте, для молодых педагогов, работающих в должности воспитателя менее трех лет «Школа дошкольных наук», для педагогов работающих по программе «Детство» и других). Таким образом, проанализировав кадровый потенциал МАДОУ можно сделать вывод: 36% педагогов имеют высшее образование, а педагогов с высшей категорией всего 9%, это говорит о недостаточной личной заинтересованности педагогов в профессиональном росте, самообразовании. 9 2.5. Социальный паспорт семей воспитанников. По социальному составу преобладает полная семья – 80 %, не полная – 19 %, опекуны – 1 %. Высшее образование имеют – 66 % родителей, средне - специальное – 28 %, среднее – 6 %. По количественному составу детей в семье: 1 ребенок – 25 % , 2 ребенка – 57 %, 3 ребенка – 18 %. С целью создания единого образовательного пространства развития ребенка в семье и МАДОУ разработана система взаимодействия с семьями воспитанников, которая включает в себя: 1. Адаптационный период: знакомство с МАДОУ (договор, экскурсия по МАДОУ, знакомство с группой, знакомство с программой). 2. Выявление потребностей, интересов и возможностей семьи. Разработка системы мероприятий и подбор дифференцированных форм работы. 3. Реализация общих мероприятий: открытые мероприятия для родителей и с их участием, совместные праздники и развлечения, родительские собрания, мастер-классы, консультации, беседы, обустройство участков и помещений детского сада. 2.6. Взаимодействие с социумом. На основе договоров о сотрудничестве осуществляется взаимодействие со следующими учреждениями образования, культуры и спорта Златоустовского городского округа: Организация Характер взаимодействия МАОУ СОШ № Обеспечение успешной адаптации ребёнка при переходе 34 из дошкольного учреждения в 1 класс и из начального в среднее звено. ДШИ № 2 Организация и проведение тематических бесед, концертов. МАУДО «Дом Организация совместных мероприятий художественноэстетического направления детского творчества» Совместная деятельность по организации и проведению Центральная Библиотека тематических бесед, экскурсий, игровых и занимательных мероприятий. Городской Организация и проведение экскурсий, бесед, игровых краеведческий мероприятий по истории родного края, народным праздникам. музей Дворец культуры Организация и проведение совместных культурно«Победа» массовых мероприятий. 10 Детская библиотека № 12 Городская ПМПК Городская детская поликлиника Совместная деятельность по организации и проведению тематических бесед, экскурсий, игровых и занимательных мероприятий. Комплексное обследование детей нуждающихся в коррекционной поддержке. Проведение своевременного бесплатного обследования детей с отклонениями в развитии с последующим информированием о результатах обследования. Организация обследования и прохождения профилактических осмотров детей. Организация профилактической работы, осмотр детей врачом на профилактические прививки. Проблемно-ориентированный анализ. 3.1. Анализ образовательной политики и социального заказа. Одним из основных принципов государственной политики в сфере образования является признание приоритетности образования (Федеральный закон «Закон об образовании в Российской Федерации» - ст.3 п.1). В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (ст.10 п.4) дошкольное образование обозначено, как первый уровень общего образования. Стратегия модернизации образования, одобренная Правительством РФ, ставит для общего образования новые ориентиры в образовательных и воспитательных целях МАДОУ. Эта стратегия модернизации задает новые требования. Главным результатом образования должна стать его соответствие целям опережающего развития. Дети должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формировать интересы и осознавать возможности. Для достижения указанных результатов выдвигаются следующие приоритетные взаимосвязанные задачи: - обеспечение доступности дошкольного образования, равных стартовых возможностей каждому ребенку дошкольного возраста с учетом потребностей и возможностей социума; - достижение нового современного качества дошкольного образования; - повышение социального статуса и профессионализма работников 11 образования, усиление их государственной и общественной поддержки; - развитие образования как открытой государственно-общественной системы и повышения роли всех участников образовательного процесса дошкольников, педагогов, родителей (законных представителей), образовательного учреждения; - системы поддержки талантливых детей. Анализ всех этих данных определяет динамику социального заказа, предъявляемого родительской общественностью, и нацеливают на адресную работу с семьями, которая позволит удовлетворить индивидуальные запросы родителей. Таким образом, проблему, стоящую перед МАДОУ, можно сформулировать как необходимость повышения качества образования, динамики инновационного развития за счет актуализации внутреннего потенциала МАДОУ. Анализ жизнедеятельности МАДОУ. В детском саду созданы благоприятные условия для повышения профессионализма педагогов: действует система наставничества; изучается передовой опыт мастеров педагогического образования детского сада; методический кабинет пополняется необходимой литературой в соответствии поставленными годовыми задачами; педагогам предоставляется возможность заочного обучения, прохождения педагогической практики на базе учреждения, прохождение курсов повышения квалификации, участия в методических объединениях (МО) города. Однако стоит отметить: многие педагоги учреждения отдают предпочтение традиционным формам работы с детьми в ущерб развивающим, испытывают затруднения в ведении образовательной работы в условиях дифференциации и индивидуализации образования, ориентируются на усредненные показатели развития группы. Анализ кадрового состава позволяет говорить о недостаточной личной заинтересованности педагогов в профессиональном росте, самообразовании. Так из числа всех педагогов учреждения половина не имеют высшего образования, среди воспитателей 64 % не имеют квалификационной категории. Отсутствие высшего образования педагогов в сложившихся образовательных условиях, становится сдерживающим фактором, не позволяющим педагогам выйти на новый уровень саморазвития и самосовершенствования. Обостряется проблема профессионального выгорания педагогических кадров, отсутствия высшего педагогического образования у вновь 12 пришедших воспитателей. Инертность, недостаточно высокий уровень аналитико-прогностических и проектировочных умений ряда педагогов не позволяет им достойно представить опыт своей работы. Проанализировав предметно-развивающую среду в группах дошкольного образовательного учреждения, мы сделали вывод, что созданную развивающую среду в МАДОУ необходимо постоянно пополнять, обновлять, развивать в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Не всегда учитываются психолого-педагогические принципы ее построения, страдает качественный и количественный состав предметной и игровой среды. Также выявлена проблема неэффективности существующей среды в группах детского сада: присутствует некоторая перенасыщенность в одном из направлений и недостаточность - в другом, то есть наличие дисбаланса в оформлении и практическом применении оборудования и игр, используемых детьми. Анализ управляющей системы. Управление Учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях». Управление Учреждением осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Единоличным исполнительным органом Учреждения является руководитель (заведующий) Учреждения, который осуществляет текущие руководство деятельностью Учреждения. В Учреждении формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся: - Общее собрание работников Учреждения; - Педагогический совет; - Наблюдательный совет. В целях учета мнения родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и работников по вопросам управления Учреждением и при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы по инициативе родителей (законных представителей) воспитанников и работников в Учреждении создаются советы родителей воспитанников, а также действуют профессиональные союзы работников Учреждения. Все функции управления (прогнозирование, программирование, планирование, организация, регулирование, контроль, анализ, коррекция) направлены на достижение оптимального результата 13 Анализ социальных ресурсов. Учреждением налажены связи с учреждениями образования, здравоохранения, культуры и спорта (на договорной основе), есть возможность использования их оздоровительно-образовательного потенциала с целью повышения качества образовательной услуги; расширения спектра дополнительных образовательных услуг; повышения компетентности взрослых участников образовательного процесса (сотрудников ДОУ и родителей воспитанников). На основании проведенного анализа деятельности МАДОУ можно сделать следующие выводы: 1. Основным результатом педагогического процесса в ДОУ является всестороннее развитие личности ребенка готового к самореализации через доступные ему виды деятельности. 2. В отношении детей с ОВЗ имеют место трудности в определении индивидуально ориентированной помощи детям, развитии системы коррекции и инклюзивного обучения и воспитания. Созданные в учреждении медико-социальные условия и физкультурнооздоровительная работа в целом соответствуют запросам родителей, психолого-педагогическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям. 3. Развитие потребности обновления ИКТ, с поступлением предложений для улучшения и совершенствования образовательного процесса, обновления оборудования групповых ячеек, участков МАДОУ является предпосылкой для поиска средств самофинансирования и самоокупаемости, т.е. для создания сети дополнительных платных образовательных и оздоровительных услуг. 4. Важной остается работа по включению родителей в образовательный процесс ДОУ. Поиск и реализация новых интересных и эффективных форм взаимодействия с семьями воспитанников – актуальное направление развития нашего учреждения. Предполагаемая модель развития учреждения не является идеальной, коллектив готов ее совершенствовать и уточнять. Кроме того, судьба программы, степень ее реализации в немалой степени будут определяться субъективными условиями, которые в ближайшее время сложатся вокруг системы образования, а именно в вопросах управления и финансирования 3.2. Анализ результатов образовательного процесса. Образовательное учреждение реализует отечественную педагогическую систему, руководствуясь в своей деятельности законами и нормативными актами Российской Федерации. Образовательный процесс регламентируется образовательной программой, разработанной участниками проектной группы и утверждённой на педсовете. 14 Дошкольный уровень образовательного учреждения реализует основную образовательную программу, в основе которой лежит примерная образовательная программа «Детство» под редакцией Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе Санкт – Петербург, Детство – пресс 2011, а так же парциальные образовательные программы: «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетикофонематическим недоразвитием» Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина; «Наш дом – Южный Урал» Программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики. / ред. - сост. Е.С. Бабунова; «Я и моё здоровье Т. Тарасова; «Безопасность» Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б.; «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры» О.Л.Князева, М.Д.Маханева; «Юный эколог» С.Николаева И.Каплунова, И. Новосельцева «Ладушки» Содержание образования организации дифференцируется по следующим направлениям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие и реализуется в различных формах организации образовательного процесса и различных видах деятельности. Проводя анализ результативности образовательного процесса в организации можно привести следующие показатели реализации образовательной программы и развития детей. Уровень освоения основной 2015-2016 2016-2017 2017-2018 уч.год уч.год уч.год общеобразовательной программы дошкольного образования Высокий уровень 42% 44% 48% Средний уровень 51% 54% 50% Низкий уровень 7% 2% 2% Кроме того, педагоги учреждения реализуют два приоритетных направления образовательной работы с дошкольниками: - первое направление – здоровьесбережение (Тарасова Т.А. «Я и моё здоровье»), второе –художественно-эстетическое. Воспитатели учреждения организуют кружковую работу с воспитанниками по различным направлениям развития: Направление развития Тематика кружка 15 Руководитель кружка Художественноэстетическое Кружок «Радуга» Познавательноречевое Шашечный кружок Андреева И.А. «Волшебница шашка» воспитатель высшей категории «Послушный язычок» Кошелева В.А. учительлогопед. Речевое развитие Деревскова Л.В. воспитатель В учреждении функционирует логопедическая группа, для детей дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями. Коррекционная работа логопеда строится на использовании программы Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи». Качество коррекционной работы оценивается членами городской ПМПК на высоком уровне. Анализ заболеваемости детей. Нами было изучено и проанализировано состояние здоровья детей МАДОУ. Распределение детей по группам здоровья, по результатам медицинского обследования. 2016г. 2017г. 2018г. Группа здоровья 1 группа 2 группа 3 группа ясли сад ясли сад ясли сад 2 19 5 12 84 6 4 16 6 11 79 6 5 18 7 12 61 6 Большое количество патологий объясняется следующими причинами: - Ухудшение здоровья населения вообще; - Врожденные патологии у детей; - Дети, поступающие в детский сад, уже имеют в анамнезе диагностированные патологии разного рода; -Увеличивается количество детей с нарушение осанки, плоскостопием Проведя анализ заболеваемости за последние три года, на первое место выходит заболеваемость инфекционного характера, органов дыхания, рост которых отмечается в межсезонье. Количество инфекционных заболеваний № 2016 2017 2018 Грипп, орз 34 42 67 16 Ветряная оспа энтерит 6 0 7 1 2 1 Представленные цифры свидетельствуют о том, что не все дети являются абсолютно здоровыми, почти каждый ребёнок имеет соматическое заболевание. Анализ результатов образовательного процесса и заболеваемости детей говорят о том, что проблема физического воспитания детей является приоритетной для нашего учреждения. Поэтому свою задачу мы видим в закреплении наметившейся тенденции развития здоровья и отсутствия травматизма у наших воспитанников, повышении уровня физической подготовленности детей, снижении количества детей с отклонениями в психофизическом развитии и соматическими заболеваниями. Осуществляя анализ образовательного процесса, его эффективности и результативности, необходимо отметить возросший интерес родителей (законных представителей) к введению в ДОУ платных образовательных услуг и введении новых форм дошкольного образования на базе уже имеющихся. Соответственно возникает проблема нормативно-правовой обеспеченности и отлаженности механизма составления смет и калькуляций на платные образовательные услуги. Необходимо совершенствование содержания и форм взаимодействия учреждения и семьи в образовательном процессе. Реализация федеральных государственных требований создают необходимость перестроить регламент образовательной работы с детьми и как следствие внесение существенных изменений в систему планирования. Всё это требует от воспитателей и специалистов учреждения приложения существенных педагогических усилий, создаёт острую необходимость в прохождении внеплановых курсов повышения квалификации. Взаимодействие с семьями воспитанников. Сбор и анализ сведений о родителях (законных представителях) и воспитанниках, изучение семьи: опрос, наблюдение, анкетирование, патронаж, изучение запроса, мед.карты, интервьюирование, диагностирование. Просвещение родителей: лекции, консультации, родительские собрания, информационные листы, газеты, листки - памятки, библиотека для родителей, уголки для родителей (законных представителей). Организация продуктивного общения всех участников образовательного процесса: выставки, соревнования, конкурсы, праздники, развлечения, Дни открытых дверей. Педагогами ведется большая работа с родительской общественностью по теме здорового образа жизни в семье, проводится оздоровительная работа 17 с детьми, как в детском саду, так и в домашних условиях. Педагогами были проведены мероприятия спортивно-оздоровительной направленности с детьми с привлечением родителей, ведётся работа по пропаганде здорового образа жизни с помощью наглядной агитации, открытых занятий, консультаций. На официальном сайте МАДОУ размещена информация для родителей в разделах «Безопасность», «Здоровье». Работа с педагогами: - воспитателям оказывалась помощь в создании условий для полноценного развития психофизических качеств каждого ребенка группы с целью повышения педагогической компетентности по вопросам профилактики и снижения заболеваемости детей; - проведены семинары по здоровьесберегающим технологиям, консультации по обучению методам и приемам индивидуального подхода к ребенку на физкультурных занятиях; - все педагоги прошли курсы повышения квалификации по программе «Обучение приемам и навыкам оказания первой помощи»; Для сохранения здоровья ребенка объединены усилия всех воспитывающих ребенка взрослых: родителей, воспитателей, медицинского персонала, учителей-логопедов и музыкальных руководителей. Целенаправленная физкультурно-оздоровительная работа позволила достичь положительных результатов в снижении уровня заболеваемости дошкольников. Выводы: Сильная сторона: в МАДОУ созданы условия для обеспечения физического и психического благополучия каждого ребенка и выстроена система валеологического воспитания и работа по ОБЖ. Слабая сторона: - неоднородный контингент родителей, имеющий различные цели и ценности; - наличие в ДОУ родителей (законных представителей) с потребительским отношением к процессу образования, воспитания и развития их детей, с пассивным отношением к участию в интерактивных мероприятиях, в управлении МАДОУ. Социально-коммуникативное развитие. Направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и 18 взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - п.2.6.). Социально-эмоциональное развитие дошкольников идет через эстетический цикл. Дети приобщаются к миру общечеловеческих ценностей, к миру других людей, сопереживая им и подражая их поведению. Изучение эмоционально-чувственной сферы ребенка ведется на основе наблюдений его деятельности, общения. В наше время, когда растет нагрузка на детей, очень важно научить их выражать чувства и эмоции, научить методам эмоциональной разгрузки, научить понимать эмоциональное состояние других людей, научить адекватно, выражать свое состояние. В группах создана развивающая предметно-пространственная среда, которая обеспечивает возможность общения детей и взрослых и созданы условия для совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых. Педагоги поддерживают положительную самооценку детей, уверенность в собственных возможностях, охотно вовлекают семьи воспитанников в непосредственно-образовательную деятельность; большинство родителей с удовольствием участвуют в совместной проектной деятельности и в организованных мероприятиях. Познавательное развитие Предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. В результате педагогической работы сотрудников МАДОУ в каждой группе создан патриотический уголок (младший группы - «Моя семья», средняя, старшая, подготовительная к школе группы - «Я - Златоустовец»). Дети располагают знаниями о названии страны, ее географии, природе, символе, они читают стихи, поют песни, значит, задача выполнена, в пределах возраста. Ежегодно педагоги МАДОУ принимают участие в конкурсах по патриотическому воспитанию (олимпиада «Юный житель Златоуста», конкурс семейных проектов «Мои истоки: история моего города», лучшее методическое сопровождение краеведческого проекта «Я Златоустовец» и т.д.). 19 Экологическое воспитание . Одно из важных направлений работы МАДОУ - экологическое воспитание. Основная цель - воспитание социально активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относится к нему; формирование базовой системы ценностей, соответствующей задачам экологического образования. Благодаря творческому поиску педагогов в группах МАДОУ создана развивающая игровая среда. Групповые уголки природы оборудованы с учетом современных требований. Ежегодно весной функционирует в группах огород на окне, позволяющий детям осуществлять поисковую деятельность. Наблюдение за ростом растений и исследовательская работа помогает развить у детей познавательный интерес, творчество, умение логически мыслить, обобщать. Включение детей в практическую деятельность способствует формированию опыта, умений, навыков, экологически обоснованного взаимодействия с окружающей средой. В систему работы с детьми включена разнообразная деятельность с литературными произведениями. Организуются игровые обучающие ситуации, разыгрываются интерактивные сюжеты с помощью кукол. Совершенствуя работу по расширению знаний у детей о загадочном мире природы, педагоги обращаются к народной педагогике (пословицам, поговоркам, сказкам). Большое внимание воспитатели уделяют природоохранной деятельности человека. Проведены акции «Сбереги природу», «Веселая кормушка», «Зеленая весна», «Посади свой первоцвет», «Сохраним дерево», Система профориентационной работы Работа в рамках профориентации ведется в системе. В рамках данного направления проведено ряд мероприятий, с целью ознакомления детей с профессиями: - экскурсии по помещениям МАДОУ (кухня, прачечная, медицинский кабинет); - экскурсии в пожарную часть, отделение почты № 19, городскую типографию «Златоустовский рабочий», Златоустовский городской краеведческий музей; Проблемой является отсутствие наглядного материала для ознакомления детей с «рабочими» профессиями (столяр, плотник и т.д.) и с новыми профессиями (менеджер и т.д.). Речевое развитие Конечная цель работы дошкольного учреждения по развитию речи детей состоит в формировании правильной литературной устной речи и отношения к ней как особой сфере действительности. Для достижения этой цели свои усилия педагоги направляют на развитие у детей связной речи, словаря, на освоение ими грамматически правильной речи и звуковой культуры, на подготовку и обучение их грамоте. 20 Речевая активность детей достаточно высока, сформированы речевые знания и умения, соответствующие возрастным возможностям детей: в младших и средних группах дети употребляют слова, обозначающие свойства и действия предметов, обобщающие слова. Старшие дети используют различные части речи по смыслу, умеют выразить мысль разнообразными предложениями. В подготовительных к школе группах дети анализируют слово и предложение, владеют звуковым анализом и синтезом, к концу учебного года умеют читать. Для выявления и коррекции речевых нарушений у детей, посещающих МАДОУ, созданы условия для организации воспитания и обучения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. В целях повышения профессиональной компетенции педагогов учитель-логопед применят в работе нетрадиционные формы подачи материала: проблемные семинары, мастер-классы, экспресс-информацию, информационные стенды. Педагоги МАДОУ используют различные средства информации для родителей по вопросам речевого развития. Это позволяет повысить активность и заинтересованность родителей в проведении совместной коррекционной работы. В детском саду имеются: - наглядный, дидактический и авторский методический материал; - воспитатели самостоятельно используют информацию из интернета (подготавливают презентации, материал для практического использования во время образовательной ситуации); - в группах создана насыщенная, вариативная, доступная и безопасная развивающая предметно-пространственная среда. Художественно-эстетическое развитие В МАДОУ музыкальным руководителем внедряется полихудожественный подход к непосредственной образовательной деятельности, который позволяет творчески решать задачи по обучению и слушанию мировой классической музыки. Тематический принцип дает возможность раскрыть детям специфику языка музыки и связи искусства с жизнью. Он систематизирует знания, полученные детьми, служит поддержанию интереса к музыкальным занятиям. Формирование музыкального мышления способствует общему интеллектуальному развитию ребенка. В результате данной системы работы словарь детей обогащается словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства при восприятии звучащей мелодии. Дети учатся различать выразительные средства музыкального произведения, определять темп, динамику, регистр, жанр. В пении, как и других видах исполнительства, ребенок активно проявляет свое отношение к музыке. Пение играет важную роль в 21 музыкальном и личностном развитии. Песенный репертуар включает в себя песни для различных видов музыкальной деятельности (слушание, хоровое и сольное пение, пение с движениями, игра на музыкальных инструментах с пением, музыкальная грамота, творчество). Репертуар соответствует физическим и психическим особенностям ребенка, выполняет эстетические и общеобразовательные задачи. Музыкально-ритмическая деятельность обладает исключительной ценностью в музыкальном развитии детей в силу своей близости природе ребенка (психофизиологический аспект). Упражнения, используемые музыкальным руководителем в работе с детьми, различны по своим функциям. Педагоги прививают детям чувства прекрасного, формируют умения замечать красивое в явлениях природы, в человеке и его труде, в произведениях искусства (живописи, графике, скульптуре, произведениях декоративного искусства). Непосредственно-образовательная деятельность с детьми проводится индивидуально или по подгруппам, что создает условия для развития творческих способностей каждого ребенка. Для обогащения содержания рисунков детям предоставляются различные изобразительные средства: краски, гуашь, цветные мелки, карандаши, фломастеры, кусочки ткани, цветная бумага, цветной картон и т.д. В приемных родители могут познакомиться с образцами детского творчества, что придает интерьеру загадочность, декоративную яркость, побуждает у детей желание заниматься изобразительной деятельностью. Физическое развитие Включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорнодвигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). Для реализации приоритетных направлений деятельности ДОУ созданы условия, обеспечивающие обогащенное физическое, познавательное и речевое, социально- коммуникативное, художественно-эстетическое и 22 коррекционное развитие детей через организацию личностно ориентированной системы образования, обогащенной развивающей среды и условий для разнообразной детской деятельности. Таким образом, проанализировав результативность образовательного процесса, можно определить задачи, необходимо решить: - совершенствование предметно-пространственной среды МАДОУ в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования; - обеспечение условий для непрерывного повышения профессионализма всех субъектов образовательной и коррекционно-образовательной деятельности МАДОУ. 3.3. Определение возможных путей решения проблем. Таким образом, осуществляя проблемный анализ от результата к процессу и условиям, отмечая факторы роста инновационной деятельности МАДОУ, необходимы системные изменения в образовательном учреждении и в формировании компетенций выпускника МАДОУ. Наиболее актуальными проблемами в МАДОУ являются: совершенствование психолого-педагогических и социальных условий, способствующих развитию интеллектуально-личностного потенциала каждого ребенка; совершенствование системы здоровьесберегающей деятельности учреждения, с учетом индивидуальных особенностей дошкольников; повышение качества образования в МАДОУ через внедрение современных педагогических технологий, в том числе информационно коммуникационных; повышение уровня профессиональной компетентности педагогов; реализация коррекционно-развивающей поддержки детям с трудностями в речевом и эмоционально-волевом развитии; совершенствование материально-технического и программного обеспечения; обновление развивающей образовательной среды МАДОУ, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности; Выделенные проблемы и пути их решения определяют перспективы развития МАДОУ. Программа развития на 2019-2023 гг. призвана осуществить переход от актуального развития МАДОУ к инновационному постепенно, обдуманно, исключая стрессы и перегруженность деятельности, тем самым делая этот переход психологически комфортным для всех участников педагогического процесса. 23 Направления деятельности, подвергшиеся анализу Анализ результатов охраны и укрепления физического и психического здоровья воспитанников Анализ результатов образовательного процесса в МАДОУ Анализ кадрового обеспечения образовательного процесса Возможные пути решения - совершенствовать, корректировать индивидуальные образовательные программы с учетом динамики развития ребенка и возможностей МАДОУ; - расширять возможности дополнительных оздоровительных услуг на платной и бесплатной основе - совершенствовать работу педагогического коллектива (искать эффективные формы) по развитию у детей коммуникативных навыков, интеллектуальных способностей, умений самостоятельно усваивать знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и самим ребенком, способностей, предлагать собственный замысел и самостоятельно воплощать его в продуктивной деятельности; - расширять возможности и границы вариативных форм работы в оказании специальной профессиональной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья; - осуществлять поиск эффективных путей взаимодействия с родителями детей, привлечение их к совместному процессу воспитания, образования, оздоровления, развития детей, используя наряду с живым общением современные технологии (Интернет-ресурсы, участие в разработке и реализации совместных педагогических проектов, участие в управлении МАДОУ и др.) - создать условия для успешной аттестации и увеличения числа педагогов и специалистов с высшей и первой квалификационной категорией; - создать условия для получения высшего педагогического образования педагогами; - создать условия для стабильной работы педагогического коллектива в режиме инновационного развития; - профессионально и эффективно использовать в работе современные технологии; - организовать мероприятия, способствующие 24 Анализ материально - технического и финансового обеспечения МАДОУ повышению педагогической компетентности помощников воспитателей, обучить их взаимодействию с детьми на основе сотрудничества, взаимопонимания. Финансовые условия реализации Программы должны: 1.обеспечивать возможность выполнения требований Стандарта к условиям реализации и структуре Программы. 2.обеспечивать реализацию обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, учитывая вариативность индивидуальных траекторий развития детей. 3.отражать структуру и объём расходов, необходимых для реализации Программы, а также механизм их формирования. Имеющиеся условия: 1. Областной бюджет. 2. Местный бюджет. 3. Внебюджетные источники. Внебюджетная деятельность ДОО – это добровольные пожертвования и целевые взносы юридических и физических лиц. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей. Государство берет на себя все расходы по образованию детей. В МАДОУ № 36 родители оплачивают только питание ребенка. Дошкольное образование бесплатное. Перспективы: Система внебюджетного финансирования в ДОО на начальном этапе. Планируется организовать дополнительные платные образовательные и иных услуги. Угрозы (опасности): - угроза отставания в темпах внедрения инноваций в образовательный процесс; - отсутствие ключевых компетенций в области информатизации образовательной среды у отдельных педагогических работников; - стереотипность мышления педагогов. 25 4. Концепция развития МАДОУ. 4.1. Общие положения концепции развития МАДОУ Дошкольный возраст в жизни ребёнка отличается от других этапов развития тем, что в эти годы закладываются основы общего развития личности, формируются психические и личностные качества ребёнка, его ценностное отношение к окружающей действительности (природе, продуктам деятельности человека, к самому себе), формируются средства и способы познания мира, культура чувств. Важной задачей является усиление воспитательного потенциала дошкольного учреждения, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого воспитанника. Создание условий, отбор форм и средств для максимальной реализации развития качеств и возможностей ребёнка, что является актуальной задачей современной педагогики и психологии. Исходя из всего вышесказанного, основной целью Программы развития является: реализация основной образовательной Программы МАДОУ; обеспечение качественного дошкольного образования детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического, психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития детей в помощь семье. Поиск форм и методов образования, направленных на формирование основ самостоятельной, развитой в интеллектуальном и физическом аспектах личности, обеспечения непрерывности образования. Обеспечение доступности и высокого качества образования, адекватного социальным и потребностям инновационной экономики России, на основе повышения эффективности деятельности ДОУ по таким критериям как качество, инновационность, востребованность и экономическая целесообразность. А так же создание условий, обеспечивающих высокое качество результатов воспитательно–образовательного процесса, опираясь на личностноориентированную модель взаимодействия взрослого и ребёнка с учётом его психофизиологических особенностей, индивидуальных способностей и развитие творческого потенциала. Программа должна работать на удовлетворение запроса от трех субъектов образовательного процесса – ребенка, педагога, родителей. Ценность Программы развития ДОУ направлена на сохранение позитивных достижений детского сада, внедрение современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных. Для успешной адаптации ребенка в подвижном социуме, обеспечить личностноориентированную модель организации педагогического процесса. Развитие у ребенка социальных компетенций в условиях интеграции усилий ребенка и педагога, ребенка и родителей, педагога и родителей. Стратегия развития дошкольного образования, деятельность МАДОУ 26 основывается на следующих принципах: 1. Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду, полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста). 2. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников МАДОУ) и детей. 3. Уважение личности ребенка. 4. Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. 5. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования). 6. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. 7. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. 8 . Сотрудничество МАДОУ с семьей. 9. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. 10. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. 11. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития). Участниками реализации Программы развития МАДОУ являются воспитанники в возрасте от 1года до 7 лет, педагоги, специалисты, родители, представители разных образовательных и социальных структур. Характеризуя особенности построения образовательного процесса, учитывается специфика развития города и его образовательного пространства. Исходя из всего вышесказанного, концептуальными направлениями развития деятельности МАДОУ служат: моделирование совместной деятельности с детьми на основе организации исследовательской деятельности, использования средств информатизации в образовательном процессе, направленной на формирование ключевых компетенций дошкольников; использование здоровьесберегающих технологий; 27 совершенствование стратегии и тактики построения развивающей среды детского сада, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности; построение дифференцированной модели повышения профессионального уровня педагогов; расширение спектра дополнительных образовательных услуг; укрепление материально–технической базы МАДОУ. В основу реализации Программы положен современный программнопроектный метод. При этом выполнение стратегической цели и задач происходит в рамках реализации проектов по отдельным направлениям образовательной деятельности, каждая из которых представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий 4.2. Цели и задачи программы развития МАДОУ Целью программы развития МАДОУ на период с 2019 до 2023 года является: Цель: реализация основной образовательной Программы МАДОУ; обеспечение качественного дошкольного образования детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического, психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития детей в помощь семье; поиск форм и методов образования, направленных на формирование основ самостоятельной, развитой в интеллектуальном и физическом аспектах личности, обеспечения непрерывности образования. Задачи: совершенствование психолого-педагогических и социальных условий, способствующих развитию интеллектуально-личностного потенциала каждого ребенка; совершенствование системы здоровьесберегающей деятельности учреждения, с учетом индивидуальных особенностей дошкольников; повышение качества образования в ДОУ через внедрение современных педагогических технологий, в том числе информационнокоммуникационных; повышение уровня профессиональной компетентности педагогов; реализация коррекционно-развивающей поддержки детям с трудностями в речевом и эмоционально-волевом развитии; использование возможностей сетевого взаимодействия с целью обеспечения преемственности образовательных программ дошкольного и начального общего образования; совершенствование материально-технического и программного обеспечения; обновление развивающей образовательной среды МАДОУ, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности; 28 развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка через расширение сети дополнительного образования; развитие системы управления МАДОУ на основе включения родителей управленческий процесс. Прогнозируемые результаты реализации программы Для детского сада совершенствование управленческой системы; улучшение материально-технического обеспечения для реализации программы дошкольного образования; сформированность ключевых компетенций дошкольников, в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС; внедрение комплексной коррекционной программы для детей с особыми образовательными потребностями; доступность системы дополнительного образования; расширение образовательного пространства через сотрудничество с социокультурными учреждениями микрорайона и города. повышение социального статуса МАДОУ Для детей получение полноценного качественного образования в соответствии с индивидуальными запросами и возможностями каждого ребенка; доступность системы дополнительного образования; Для педагогического коллектива развитие профессиональной компетентности; рост профессиональной культуры педагогов, повышение компетентности в области применения ИКТ; Для семьи сохранение здоровья ребенка и готовность ребенка к обучению в школе; увеличение количества родителей (законных представителей), которые удовлетворены качеством образовательных услуг в МАДОУ. 4.3. Приоритетные направления Программы развития. система управления; ресурсное обеспечение; образовательная система; сетевое взаимодействие с социальными партнерами Система управления: нормативно-правовое обеспечение – корректировка в связи с изменениями в сфере образования; кадровое обеспечение – привлечение молодых специалистов, повышение профессионального уровня педагогов; 29 усиление роли родителей и признание за ними права участия при решении вопросов управления (Совет родительской общественности, родительские клубы) Ресурсное обеспечение: материально-техническое и программное обеспечение; преобразование коррекционно-развивающей среды; информатизация образовательного процесса; финансово – экономическое обеспечение. Образовательная система: обеспечение качества дошкольного образования путем эффективности воспитательно – образовательного процесса; инновационная деятельность по реализации комплексной программы интеграции деятельности специалистов в работе с детьми с ОВЗ; создание условий для индивидуализации образовательного процесса разработка индивидуальных маршрутов развития, ведение портфолио дошкольников. Сетевое взаимодействие с социальными партнерами развитие ресурсных центров здоровьесберегающей, психологопедагогической и художественно-эстетической направленности на базе образовательных учреждений микрорайона; сотрудничество с социокультурными учреждениями микрорайона. Таким образом, цель разработки данной концепции Программы развития МАДОУ заключается в том, чтобы способствовать организации комфортного и эффективного процесса образования детей дошкольного возраста, содействовать всестороннему развитию ребёнка на протяжении всего пребывания в детском саду. На основе изучения потенциала идеи нового МАДОУ, преобразования будут представлены как комплекс нововведений: 1. Создание системы управления качеством образования дошкольников, путём введения: новых условий и форм организации образовательного процесса (предпочтение отдается игровой, совместной и самостоятельной деятельности детей); новых образовательных технологии (проектная, исследовательская деятельность, применение информационных технологий и др.); обновления методического и дидактического обеспечения, дальнейшее внедрение информационно – коммуникативных технологий в образовательный и управленческий процесс. 2. Создание системы консультирования и сопровождения родителей: для совершенствования физкультурно-оздоровительной работы; пополнение банка компьютерных обучающих и коррекционноразвивающих программ, методических и дидактических материалов по 30 использованию информационных технологий в образовательном процессе; внедрение маркетингово-финансовой деятельности, позволяющей привлечь дополнительное финансирование к образовательному процессу. 3. Совершенствование стратегии и тактики построения развивающей среды детского сада, учитывающей принцип динамичности и развивающего обучения, возрастные, психологические и физические особенности воспитанников, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности. При этом ведущими направлениями деятельности детского сада становятся: формирование технологической составляющей педагогической компетентности педагогов (внедрение современных приёмов и методов обучения, информатизации образования). Готовности работать с детьми – инвалидами, выстраивать индивидуальные маршруты развития, опираясь на совместную работу МАДОУ, специалистов и семьи; развитие системы дополнительных образовательных услуг в рамках единых подходов к воспитанию и образованию с целью учёта всех интересов участников образовательного процесса; формирование гражданской позиции всех субъектов образовательного процесса; расширение способов и методов формирования ценностей семьи в области здоровьесберегающих технологий; развитие системы поддержки способных и одаренных детей и педагогов через фестивали, конкурсы, проектную деятельность; повышение профессионального мастерства педагогов, трансляция передового педагогического опыта; расширение связей с учреждениями-партнерами. 4.4. Стратегия развития МАДОУ. Применительно к работе МАДОУ рассматривается 3 основных вида возможных стратегий развития. 1. Стратегия сохранения, задачами которой являются: анализ образовательной ситуации в МАДОУ, выявление причин возникновения проблем и путей их решения; разработка стратегий привлечения дополнительного клиента и их внедрения. 2. Стратегия повышения прибыльности, задачами которой являются: повышение прибыльности МАДОУ и рациональное использование бюджетных и внебюджетных средств финансирования; привлечение дополнительных средств финансирования МАДОУ; проведение мониторинга на предмет расширения услуг представляемых детским садом. 3. Стратегия повышения конкурентноспособности МАДОУ, задачами 31 которой являются: повышение конкурентной способности сада за счет повышения качества образовательного процесса; расширение количества образовательных услуг; повышение ответственности коллектива за соблюдение дисциплины: создание положительной мотивации. 4.5. План реализации Программы развития МАДОУ. - организационно-аналитическое – 2019 год: анализ и оценка состояния развития МАДОУ, определение приоритетов и разработка содержания Программы развития МАДОУ. – формирующее – 2019-2021 гг: совершенствование компонентов воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО, с профессиональным стандартом педагога. – обобщающий – 2022-2023 гг: обобщение результатов внедрения Программы развития, в соответствии с требованиями новой государственной политики. Элементы риска развития программы МАДОУ При реализации программы развития могут возникнуть следующие риски: рост числа детей с проблемами в развитии речевой и эмоционально волевой сферы; недостаточная заинтересованность и уровень компетентности родителей в вопросах ведения здорового образа жизни и низкий уровень активной жизненной позиции; психологическая напряженность у педагогов. 4.5.1. Основные мероприятия по реализации программы развития. Перечень мероприятий программы обеспечивающих развитие МБДОУ №80 с учетом ресурсного обеспечения (финансово-экономические, кадровые, информационные, научно- методические) 32 № п/п 1. Мероприятия по реализации Срок Программы исполне ния Ответственный Результаты за выполнение выполнения мероприятий мероприятий Программы Программы Обновление нормативной базы ДОУ в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» 1.1. Разработка локальных актов ДОУ 20192023г.г. Заведующая Ст.воспитатель Утверждение локальных актов ДОУ 2. Обновление состава и компетенций педагогических работников, создание механизмов мотивации педагогов к повышению качества работы и непрерывному профессиональному развитию 2.1. Повышение квалификации педагогов Совершенствование методической работы ДОУ Обеспечение работы системы наставничества 20192023гг. 20192023г.г. 20192023г.г. Заведующая Ст.воспитатель Ст.воспитатель Самообразование по ИКТ каждого члена педагогического коллектива. 20192023г.г. Заведующая ДОУ, Ст.воспитатель педагоги 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. 3.1. Ст.воспитатель Педагогинаставники 1.Соответствие качества образования в ДОУ требованиям ФГОС ДО; 2.Обеспечение высокого уровня усвоения образовательной программы ДОУ Увеличение доли педагогов использующих информационные технологии в образовательном процессе Создание информационной среды для педагогов Обобщение и распространение 2019Заведующая накопленного опыта в форме 2023 г.г. ДОУ, Ст.воспитатель , публикаций, выступлений на педагоги различного уровня семинарах, конференциях и педагогических мероприятиях 3. Создание условий для реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования Реализация рабочих программ педагогами 2019г. 33 Заведующая ДОУ, Обеспечение программно- 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. Реализация основной образовательной программы ДОУ Разработка адаптированной программы для детей с ОНР 2019г. Обеспечение курсовой подготовки по ФГОС всех педагогов работающих в ДОУ Пополнение фонда методической литературы учебной, художественной, справочной и научнопопулярной литературой 20192023г.г. 4. 4.1. 4.2. 4.3. 20192023г.г. 20192023г.г. Ст.воспитатель педагоги Заведующая ДОУ, Ст.воспитатель Заведующая ДОУ, Ст.воспитатель учительлогопеды методического комплекта Образовательная программа ДОУ Заведующая ДОУ, Ст.воспитатель Ст.воспитатель , воспитатели Создание условий для реализации ФГОС ДО Доступность ресурсов для всех участников образовательного процесса. Коррекционная образовательная программа для детей с ОНР Обеспечение высокого качества медико-психолого-педагогического сопровождения воспитанников Обеспечение режима пребывания воспитанников в ДОУ Обеспечение режима физкультурнооздоровительных процедур Обеспечение воспитанников качественным сбалансированным 4 разовым питанием. Ежеднев- Педагогический но коллектив ДОУ Ежеднев- Педагоги но Ежеднев- Работники но пищеблока Педагоги Помощники воспитателя 2019Педагогический 2023г.г. коллектив ДОУ, по годовым планам 4.4. Организация и проведение мероприятий с детьми здоровьесберегающей направленности. 4.5. Организация дополнительных 2019услуг по сохранению и 2023г.г. укреплению здоровья 34 Педагогический коллектив ДОУ Положительная динамика в соматическом, психофизическом здоровье, развитии детей Освоение детьми задач образовательных областей «Физическое развитие», Увеличение доли детей, охваченных 4.6. 4.7. 4.8. 5. 5.1. 5.2. 5.3. 5.4. 6.1 воспитанников. Организация индивидуального консультирования педагогов по вопросам сохранения и укрепления здоровья воспитанников. доп.образованием. По Педагогический Увеличение доли необходи коллектив ДОУ педагогов и мости специалистов с высоким уровнем медикопсихологопедагогической компетентности Работа с родителями по Ежегод- Заведующая, Увеличение доли старший направлению сохранения и но родителей, с по воспитатель, укрепления здоровья высоким уровнем годовым педагогический медиковоспитанников. планам коллектив психологопдагогической компетентности Информирование В Заведующая, Мониторинг общественности о ходе течение старший детской воспитатель, физкультурно года деятельности, педагогический самоанализ, оздоровительной информация на коллектив деятельности сайте ДОУ Развитие материально-технической базы образовательного учреждения. Приобретение мультимедийного оборудования Продолжение оснащения новой мебелью, в т.ч. игровым оборудованием, песочными столами. Оснащение рабочего места педагога интерактивными средствами обучения 20192023г.г. Заведующая ДОУ, старший воспитатель Заведующая ДОУ старший воспитатель Заведующая ДОУ, старший воспитатель Создание условий для реализации ФГОС ДО 2019Укрепление 2023г.г. материальнотехнической базы ДОУ 2019Увеличение 2023г.г. количества компьютерного оборудования Приобретение оргтехники 2019Заведующая Укрепление (копировальная техника) 2023г.г. ДОУ, материальнотехнической базы старший ДОУ воспитатель 6. Благоустройство внешней и внутренней среды ДОУ Создание детской площадки на территории по обучению 20192023г.г. Заведующая ДОУ, 35 Укрепление материально- правилам дорожного движения старший технической базы воспитатель , ДОУ педагоги 6.2 Создание зон отдыха на 2019Заведующая, Укрепление территории детского сада, 2023г.г. старший материальноцветников воспитатель , технической базы сотрудники ДОУ ДОУ 6.3. Осуществление ремонта 2019Заведующая Укрепление различных помещений ДОУ 2023г.г. ДОУ, старший материальнотехнической базы воспитатель , сотрудники ДОУ ДОУ 7. Обеспечение коррекционно-образовательной деятельности воспитанников имеющих речевые нарушения 7.1. 7.2. 7.3. 7.4. Обследование и выявление Ежегодно детей с речевыми нарушениями Заведующая ДОУ, старший воспитатель учительлогопед, Изучение уровня речевого В течение Учительразвития детей всего логопед, старший логопедических групп периода пребывания воспитатель ребенка в логопедиче ской группе согласно годовому плану Создание условий для Заведующая организации ДОУ, старший коррекционновоспитатель , образовательного процесса учительлогопед Проведение коррекционно- В течение Учительразвивающей работы с всего логопед, периода детьми, зачисленными в педагоги, пребывания логопедические группы ребенка в логопедиче 36 Комплектование логопедических групп Определение уровня речевого развития детей Оптимальные условия для организации коррекционнообразовательного процесса Обеспечение своевременной специализированн ой помощи в освоении содержания ской группе 7.5 Применение инновационных технологий в процессе коррекции нарушений речевого развития. Приобретение технологии БОС. старший воспитатель , учительлогопед 7.6 Организация дополнительных услуг для детей с нарушениями речи не посещающих логопедическую группу Ежегодно Заведующий ДОУ, старший воспитатель , учительлогопед, 7.7 Просвещение родителей по вопросам воспитания, обучения и коррекции речевых нарушений у детей Ежегодно согласно годовому плану Учительлогопед 37 обучения и коррекции речевых недостатков у детей; достижение каждым ребенком уровня речевого развития, соответствующего возрастным нормам, сформированность у детей коммуникативных, личностных, познавательных навыков; успешная адаптация воспитанников к учебной деятельности в школе. Повышение эффективности процесса коррекции нарушений речевого развития у детей дошкольного возраста. Увеличение доли воспитанников, охваченных коррекционнообразовательным процессом Консультативнометодическая поддержка родителей воспитанников в 7.8 7.9 Разработка индивидуальных программ Ежегодно Учительлогопед организации и обучении ребенка Построение коррекционной деятельности по данной программе Комплектование логопедической группы Обследование и выявление В течение учительдетей с речевыми всего логопед нарушениями периода пребывания ребенка в логопедиче ской группе согласно годовому плану 1. Повышение компетентности родителей (законных представителей) и педагогов в установлении партнерских отношений 8.1. Анализ влияния интеграции семьи в ДОУ на социализацию детей. Организация и проведение опроса родителей с целью выявления их потребностей в услугах ДОУ и возможных совместных формах работы 20192023г.г. Заведующая ДОУ старший воспитатель , педагоги 8.2. Создание семейной дифференциации и работа с семьями, находящихся в социально- опасном положении и в трудной жизненной ситуации. 20192023г.г. Заведующая ДОУ, старший воспитатель , педагоги 8.3. Проведение мероприятий в соответствии с выбранными партнерскими формами с использованием ИКТ 20192023г.г. Заведующая ДОУ, старший воспитатель педагоги 38 Анализ ситуации в детском саду по использованию партнерских форм для успешной социализации детей Определение разных типов семей и разработка партнерских форм взаимодействия с ними Отчеты о работе внедряемых партнерских форм Наличие информации по заданной теме в сети Интернет 2. Совершенствование системы дополнительного образования детей Развитие дополнительного образования по следующим направлениям: социальнокоммуникативное развитие, художественно-эстетическое 4.5.1. развитие; познавательное 4.5.2. развитие, речевое развитие, физическое развитие. Мониторинг занятости воспитанников в системе дополнительного образования. 20192023г.г. 10.1. Подготовка к участию педагогов в конкурсах педагогического мастерства «Воспитатель года» и др. 20192023г.г Заведующая ДОУ, старший воспитатель 11.1. Организация и расширение локальной сети ДОУ 20192023г.г 11.2. Изменение структуры и содержания сайта ДОУ 20192029г.г Заведующий ДОУ, старший воспитатель Заведующий ДОУ, старший воспитатель , ответственный за сайт ДОУ 9.1. 9.2. 9.3. Заведующая ДОУ, старший воспитатель , Рост качества работы педагогов дополнительного образования, обеспечение высоких результатов участия в конкурсных 2019старший мероприятиях 2023г.г. воспитатель различного уровня Мониторинг 2019Заведующая Увеличение востребованности кружков 2023г.г. ДОУ, старший объема ДОУ воспитатель образовательных педагоги услуг 3. Развитие инновационной инфраструктуры ДОУ. Обеспечение участия ДОУ в конкурсах различного уровня 10.2. Подготовка к участию в 2019Заведующая Обеспечение областных конкурсах ОУ 2023г.г. ДОУ, высоких старший внедряющих инновационные результатов воспитатель технологии участия ДОУ в проектах 4. Повышение информационной открытости образовательного пространства ДОУ 4.5.3. Контрольно-оценочная часть. 39 Создание информационной среды для кадров Развитие и обновление сайта ДОУ Постоянный контроль за выполнением Программы развития МАДОУ осуществляют: - МКУ Управление образования и молодежной политики Златоустовского городского округа; - администрация МАДОУ; - педагогический совет; - общее собрание работников учреждения. Виды контроля: фронтальный, тематический, итоговый, сравнительный, предупредительный, оперативный. Формы контроля: прямой (непосредственный), взаимоконтроль, самоконтроль, инспектирование. Содержание контрольно-аналитической деятельности фиксируется в годовом плане работы МАДОУ. Способом информирования общественности являются информационные стенды и сайт МАДОУ. 4.6. Ожидаемые результаты реализации Программы развития. В современных условиях важное значение приобретает образ педагога детского сада. Можно определить следующую модель педагога (как желаемый результат): Профессионализм воспитателя: имеет необходимую педагогическую и психологическую подготовку; владеет основами необходимых знаний и умений согласно нормативным документам; свободно ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях обучения, воспитания и здоровьесбережения, использует их как основу в своей педагогической деятельности; владеет умением планировать и оценивать уровень развития детей своей группы; умело использует элементарные средства диагностики и коррекции индивидуальных особенностей детей при реализации дифференцированного подхода; владеет педагогической техникой: речью, умением сконцентрировать внимание детей на решение педагогических задач, используя личностноориентированную модель взаимодействия с детьми; проявляет творчество и интерес к педагогической деятельности; умеет работать с техническими средствами обучения, видит перспективу применения ИКТ в образовательном процессе; стимулирует активность детей на занятии, их увлеченность познавательными и практическими заданиями, их потребность в самостоятельном добывании знаний, потребность к творческой переработке усвоенного материала. Широко практикует активные формы обучения; 40 реализует систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников и их родителей; владеет способами оптимизации образовательного процесса путем включения в него новых форм дошкольного образования, расширения перечня дополнительных образовательных и оздоровительных услуг. Проявление организационно-методических умений: использует в работе новаторские методики; включает родителей в деятельность, направленную на создание условий, способствующих развитию, оздоровлению и воспитанию их детей; - формирует у родителей позитивное отношение к овладению знаниями педагогики и психологии; владеет навыками анализа, прогнозирования и планирования своей деятельности. Личностные качества педагога: четко представляет себе цели и задачи, стоящие перед современным образованием, стремится к максимальному личному вкладу в скорейшее осуществление прогрессивных преобразований; имеет четко выработанную жизненную позицию, не противоречащую моральным нормам общества; обладает развитой эмпатией: эмоциональной отзывчивостью на переживание ребенка, чуткостью, доброжелательностью, заботливостью, тактичностью; владеет педагогическим тактом, умеет сохранять личностное достоинство, не ущемляя самолюбие детей, их родителей, коллег по работе; обладает рефлексивными умениями: умением размышлять над причинами успехов и неудач, ошибок и затруднений в воспитании и обучении детей; креативен; воплощает идеи гуманизации педагогического процесса; развивает коммуникативно-адаптивные механизмы своей личности и личности ребенка с целью успешной интеграции в социуме; ведет работу по организации тесного взаимодействия медикопедагогического персонала учреждения, родителей и социума. Модель выпускника МАДОУ (как желаемый результат) ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; - способен выбирать себе род занятий, участников по совместной 41 деятельности; ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Роль родителей (законных представителей) в образовательном процессе. Влияние семейного воспитания на формирование личности ребенка играет значительную роль. Дошкольное учреждение должно превратиться в открытый социально-педагогический комплекс с широким участием родителей (законных представителей) в его работе. Это взаимодействие в интересах детей. Основные задачи взаимодействия детского сада и семьи: 42 Установление доверительных деловых контактов детского сада с семьями воспитанников. Обеспечение родителей (законных представителей) психолого– педагогической информацией. Обеспечение регулярного общения детей, воспитателей и родителей (законных представителей). Вовлечение семей в педагогический процесс в статусе «партнера». Формирование у педагогов потребности и умения решать проблемы ребенка на основе совместного взаимодействия педагогов и семьи. Освоение педагогами способов изучения семьи; форм взаимодействия с родителями (законными представителями); организации совместной деятельности родителей (законных представителей), педагогов и детей. Привлечение родителей (законных представителей) к участию в работе творческих групп МАДОУ. Важнейшим способом реализации поставленных задач является организация совместной деятельности педагогов и родителей (законных представителей), в которой родители (законные представители) – не пассивные наблюдатели, а активные участники воспитательнообразовательного процесса. Под включением родителей (законных представителей) в деятельность дошкольного учреждения мы понимаем их участие: в организации образовательного процесса; в создании творческих групп, которые активно делятся своим опытом; в организации современной социально-развивающей среды в группах; в разработке собственных программ, планов для совместной работы с родителями (законными представителями) и их детьми; в привлечении родителей (законных представителей) к оценке и контролю над деятельностью МАДОУ. Модель будущего дошкольного образовательного учреждения (как желаемый результат). Перспектива новой модели учреждения предполагает: эффективную реализацию комплексной программы развития, воспитания и укрепления здоровья детей раннего и дошкольного возраста, обеспечивающую условия для развития способностей ребенка, приобщение его к основам здорового образа жизни, формирование базовых качеств социально ориентированной личности, обогащенное физическое, познавательное, социальное, эстетическое и речевое развитие; обеспечение преемственности дошкольного образования и начальной ступени школьного образования, преемственности дошкольного, дополнительного и семейного образования, интеграции всех служб детского сада в вопросах развития детей; 43 личностно-ориентированную систему образования и коррекционной помощи, характеризующуюся мобильностью, гибкостью, вариативностью, индивидуализированностью подходов; расширение участия коллектива, родительского актива и представителей социума в выработке, принятии и реализации правовых и управленческих решений относительно деятельности учреждения; обновленную нормативно-правовую, финансово-экономическую, материально-техническую и кадровую базы для обеспечения широкого развития новых форм дошкольного образования; четкое распределение и согласование компетенций и полномочий, функций и ответственности всех субъектов образовательного процесса; усиление роли комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения всех субъектов образовательного процесса; принципиально новую предметно-развивающую среду, в которой бы сами предметы, материалы, игрушки и пособия содержали бы элементы «обучения и развития» - возможность самостоятельного поведения; высокую конкурентоспособность образовательного учреждения путем включения в педагогический процесс новых форм дошкольного образования, а также расширения сферы образовательных услуг, предоставляемых воспитанникам. 5. Заключение Представленная модель Программы развития МАДОУ ДС № 80 является одним из основных документов МАДОУ, включающим в себя целостный комплекс организационной и управленческой деятельности педагогического коллектива. Концепция Программы развития раскрывает современные тенденции образования, определяет основу и перспективу, направления и стратегию развития дошкольного учреждения, которые будут воплощаться в практике дошкольного учреждения. Основные положения концепции строятся вокруг таких доминирующих идей современного дошкольного образования, как личностно ориентированное образование, культуросообразность образовательной системы, поликультурное образование, социокультурный подход, регионализация образования и непрерывность образовательных систем. Основу программы развития составляет совокупность мнений и решений коллектива МАДОУ, намеченных к планомерному осуществлению совместных усилий, действий, видов деятельности и комплекс мероприятий на достижение единой миссии и стратегической цели. Программа развития включает стратегические и тактические блоки, как качественные характеристики спрогнозированного результата. Система блоков позволит: упорядочить и привести деятельность МАДОУ в соответствие с 44 Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; повысить эффективность деятельности МАДОУ как системообразующего компонента образовательного пространства 45 46 47 48 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)